К содержимому
4 Галерея Выдающиеся художники
Черепаха пробы цв 5

Всеволод Сергеевич Щербаков

Биография художника

Имя при рождении
Щербаков Всеволод Сергеевич
Дата рождения
10.12.1904
Дата смерти
19.10.1963
Период творчества
1931 - 1963
Род деятельности
Художник, режиссер кукольного театра, педагог
Всеволод Сергеевич Щербаков
Художник, режиссер кукольного театра, педагог

Основоположник и зачинатель кукольного диафильма Всеволод Сергеевич Щербаков (1904-1963) был выдающимся художником-педагогом. Работая по второй своей профессии – художник и режиссер кукольного театра, – он никогда не оставлял работу с детьми. Творческим кредо целого поколения звучат слова крупного подвижника детского театра Леноры Шпет о том, что каждый, кто работает в театре для детей, должен «быть одновременно художником и педагогом, не различать этих понятий, считать их нераздельными». Детское искусство и искусство для детей шли рука об руку на протяжении всей жизни Всеволода Сергеевича. В этом специфика и уникальность его творческой судьбы, «фабульную нить» которой составляли тесно переплетенные между собой художественная педагогика и искусство театральной куклы.

Всеволод Щербаков родился в дворянской семье, жил в поселке Пушкино по Ярославской железной дороге. Первое знакомство с принципами художественной педагогики состоялось еще в подростковом возрасте, когда он в 1919-21 годах учился в художественно-театральной колонии, размещавшейся в бывшем имении Г. А. Брокара. Тогда, в первые послереволюционные годы, в национализированных усадьбах и дачах окрестностей Пушкино наряду с больницами и госпиталями организовывались разнообразные учебно-воспитательные учреждения. В имении крупного ученого-химика Н.А. Шилова разместилась колония для дефективных девочек, а в загородной усадьбе известного финансиста Ф. Ф. Берга – напротив, была организована школа для одаренных детей – колония с музыкально-художественным уклоном им. Луначарского. Аналогичный интернат, но уже театрально-художественного профиля, существовал и в бывшем имении «парфюмерного короля» Г. А. Брокара. Делясь воспоминаниями своего отца, дочь В. Щербакова – Елена Всеволодовна Черкасова (1931-2020) – упоминает о завуче школы Александре Дмитриевиче Ананьине, Анисии Михайловне Веверн – учителе русского языка, психологии, логики, постановщике спектаклей, Клавдии Петровне Крыловой – преподавателе живописи и рисунка. Именно тогда под руководством талантливых педагогов погружение в реальность театра и изобразительного искусства открыло пятнадцатилетнему подростку феномен художественно-образного мышления – опыт, определивший всю его последующую жизнь. Там же Всеволод Сергеевич познакомился со своей будущей женой – Любовью Дмитриевной Добронравовой (Щербаковой) (1905-1973), которая была на год моложе его.

Окончил школу В. Щербаков в 1924 году. В связи с массовой безработицей 1924-1926 годов он вместе с женой работал в структуре ветеринарного контроля на бойне Центрального оптового мясного рынка, он - в должности ветеринарного регистратора, она - трихоскопистки в ветеринарном отделе. Затем, в 1928 году, он был призван в армию и проходил службу в качестве архивариуса. В начале 1930-х годов В. Щербаков учился на Курсах живописи и рисунка, где его педагогом был П. Я. Павлинов – крупный русский и советский художник книги, один из мастеров старшего поколения Московской школы ксилографии. Начав под влиянием П. Павлинова серьезно заниматься гравюрой, В. Щербаков много общался с В. А. Фаворским, был с ним очень дружен. В то же время молодой художник активно посещал театральные студии Е. Вахтангова и В. Мейерхольда, где познакомился с С. Образцовым.

Образцов автограф 16-9 1
Автограф Образцова Щербакову

В 1956 году Сергей Образцов подарил Всеволоду Щербакову книгу "О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон" с памятной надписью: Искренне и глубоко уважаемому Всеволоду Сергеевичу Щербакову на память о совместной работе. С. Образцов 4/V 56.

Педагогической деятельностью Всеволод Сергеевич начал заниматься с декабря 1931 года, взяв на себя руководство изостудией и группой кукольного театра на Массовой станции художественного воспитания детей Бауманского района (Детского дома культуры БОНО). Как отмечала его ближайшая коллега Галина Лабунская:

Всеволод Сергеевич – теоретик и практик – по существу был пионером в разработке содержания и методов внешкольной работы с детьми и подростками в области изобразительного искусства и находился в числе первых организаторов изокружков и изостудий. Первая из этих студий в Москве начала работать в тридцатых годах в Бауманском районе, и первым ее руководителем был В.С. Щербаков

На станцию художественного воспитания Всеволод Сергеевич приходит вместе со своим другом Борисом Дмитриевичем Тузлуковым (1909-1974), ставшим впоследствии, по выражению театроведа В. Шеховцева, «главным художником не только Театра Образцова, но и всего отечественного театра кукол ХХ века». По всей вероятности, знакомство молодых людей состоялось в круге Фаворского, на почве общего интереса к гравюре, которой они активно занимались в начале 1930-х годов. В то время уроженец Курска Б. Тузлуков – комсомольский поэт и киноман, едва окончив школу, появился в Москве, исполненный решимости творческой реализации. За плечами начинающего художника уже были: созданный в пятнадцатилетнем возрасте самодеятельный театр, членство в Курской ассоциации пролетарских писателей, занятия живописью и изучение истории искусств. В Москве Б. Тузлуков становится вольнослушателем Государственного Института Кинематографии, посещает лекции С. Эйзенштейна и Л. Кулешова. На первых порах он жил в ГИК-овском общежитии, койку в котором помог выхлопотать старый курский друг. Испытывая трудности с жильем и скитаясь по домам немногочисленных друзей, Б. Тузлуков часто обретал гостеприимный кров в коммуналке у В. Щербакова. Именно там за чаем на общей кухне друзья-единомышленники вели бесконечные разговоры ночи напролет. Всеволод Сергеевич был на пять лет старше и оказывал сильное влияние на молодого Б. Тузлукова своими художественными взглядами и нестандартными педагогическими идеями.

tuzlukov
Борис Дмитриевич Тузлуков (1909–1974) (архив Театра кукол Образцова puppet.ru)

Опыт работы на станции художественного воспитания был для Б. Тузлукова кратким, но разнообразным. Помимо работы в изостудии, педагогом которой он был оформлен, Б. Тузлуков делал киногазету, фотомонтажи, учебные киноплакаты, оформил и поставил в технике театра теней «Конька-Горбунка» П. Ершова. Для В. Щербакова Детский дом культуры Бауманского района стал достойной точкой приложения собственных сил. С декабря 1933 по январь 1936 года он уже занимает должность заведующего изосектором, затем до июня 1936 числится преподавателем изостудии и вплоть до июня 1937 года остается руководителем кукольного кружка. Тогда же в 1936 году Всеволод Сергеевич оформлял спектакли в Московском городском доме пионеров. Параллельно, начиная с 1932 и с незначительными перерывами вплоть до 1942 года, В. Щербаков работал старшим методистом и заместителем заведующего изосектором в Центральном доме художественного воспитания детей (ЦДХВД), в отдельные периоды совмещая эту деятельность с руководством театральной и изобразительной студиями, расположенными там же.

ЦДХВД Наркомпроса РСФСР был единственным в своем роде учреждением, сочетающим практическую работу с детьми разных возрастов с исследованием вопросов детского художественного творчества и развития, и включал в себя отделы по всем видам искусств. Активная деятельность В. Щербакова разворачивалась в двух из них – изобразительном и театральном.

Основательницей и заведующей сектором изобразительного искусства была Галина Викторовна Лабунская (1893-1970) – художница, педагог-новатор, организатор первой Всемирной выставки детского рисунка (Москва 1934), член редколлегии журнала «Юный художник» со дня его основания в 1936 г., автор учебников и многочисленных пособий по вопросам художественного воспитания детей. Г. Лабунская долгие годы вместе с В. Щербаковым разрабатывала новые программы и методики с учётом психологических особенностей и творческих возможностей детей различного возраста, а уже после смерти Всеволода Сергеевича была инициатором подготовки к печати его наследия.

Шпет Л.Г.
Ленора Густавовна Шпет (1905–1976) (архив Театра кукол Образцова puppet.ru)

Близким соратником В. Щербакова стала и заведующая театральным сектором ЦДХВД Ленора Густавовна Шпет (1905-1976). Театральный критик, педагог, посвятившая жизнь детскому театру, Ленора Шпет была одним из инициаторов и организаторов Центрального театра кукол. Именно ей в 1930 году выпала миссия пригласить на должность руководителя Сергея Образцова, отчего в театре ее называли не иначе как «крестной матерью ГЦТК». С ее легкой руки в 1935 году в театр приходит и Борис Тузлуков. Когда в 1937 г. Центральный театр кукол получил свое здание, Л. Шпет стала заведующей литературной, а с 1965 г. научно-методической частью, бессменным и одним из самых авторитетных членов худсовета. В 1947 г. она участвует в создании Кабинета детских театров при ВТО, а в 1958 на его базе инициирует создание Советской секции Международного союза кукольных театров (УНИМА), генеральным секретарем которой она оставалась до конца жизни.

Образцов с куклой
Сергей Образцов с куклой Купец (Кулак) из спектакля Центрального театра кукол «Большой Иван», 1937 год

В середине 1930-х годов В. Щербаков много работает для театра. «Отец часто водил меня в театр Образцова, – вспоминает Е. Черкасова, –и на спектакли, и часто брал с собой, когда ездил туда по делам и оставлял меня или в мастерских, или в музее». Кукольный театр постоянно присутствует в жизни семьи. «Родители часто брали на дом работу – «халтуру» – изготовление театральных кукол», – пишет Елена Всеволодовна, отмечая, что оба они были замечательными мастерами. Позднее их пример определил для нее выбор профессии. Тогда же, в начале 1940-х годов, интерес к искусству возникает у ее брата – Алексея Всеволодовича Щербакова (1927-1990), который начинает серьезно заниматься рисунком, посещая студию в ЦДХВД.

Конец 1930-х годов был тяжелым периодом работы в ЦДХВД. Пристальное внимание органов НКВД к сотрудникам дворянского происхождения и неудачная попытка вербовки В. Щербакова вели к его неизбежному аресту, которого лишь по какой-то случайности не произошло. В апреле 1942 года он оставляет занимаемую должность «в связи с мобилизацией в действующую армию».

Сначала В. Щербаков воевал под Ржевом, затем был отправлен на Сталинградский фронт. В конце зимы 1943 года под Харьковом попал в окружение и получил обморожение 3-й степени, что привело к ампутации пальцев правой ноги. От трибунала Всеволода Сергеевича и его сослуживцев спасло лишь вынесенное из окружения полковое знамя.

После демобилизации в 1943 году, проведя полгода в госпитале, В. Щербаков предпринимает попытку вернуться на старое место работы. Однако ЦДХВД реорганизовали в Институт академии педагогических наук, и для работы в нем было необходимо высшее образование, а В. Щербаков окончил школу второй ступени, обучение в которой ограничивалось девятью классами, что оставляло ему возможность работать лишь на заочных консультациях. Тогда же, в 1943 году, Всеволод Сергеевич устроился руководителем изостудии в Дом пионеров Кировского района. Там же он вел вечерние занятия для студентов Архитектурно-строительного техникума, группа которых собралась по инициативе его бывших учеников.

Щербаков преподаватель

Почти одновременно с устройством в студию Кировского дома пионеров В. Щербаков получает приглашение от С. Образцова – при театре открывались Республиканские курсы режиссеров и художников театра кукол. Инициатива создания курсов принадлежала С. Образцову и директору ГЦТК Б. Бурлакову. Директором курсов стала А. М. Витман, старейший деятель театра кукол, знаток детской литературы и опытный педагог. Именно она вместе с С. Образцовым ведала подбором преподавателей. Но основное ядро составляли работники ГЦТК – С. Образцов, директор музея А. Я. Федотов, Б. Тузлуков и, как отмечает биограф Б. Тузлукова, корифей театра Евгений Сперанский, «к основному составу нужно еще причислить и В. С. Щербакова».

С. Образцов предложил В. Щербакову должность декана художественного отделения и, одновременно, преподавателя живописи и рисунка, а так же курса оформления спектакля, который В. Щербаков должен был вести совместно с Б. Тузлуковым. Всеволод Сергеевич принял это предложение и активно включился в составление программы курсов.

С. Образцов вел режиссуру и актерское мастерство. Л. Шпет читала курс литературы и драматургии. Историю театра кукол вел А. Федотов, большой знаток кукол, основатель и первый директор музея театра. Изготовление кукол преподавал старейший мастер театра – Н. Солнцев. Основы архитектуры – А. Пастернак, брат поэта, историю искусств – выдающийся искусствовед Н. Дмитриева, и этим перечень высоких профессионалов, внесших свою лепту в общее дело, далеко не исчерпывался. По воспоминаниям одной из студенток, по количеству предметов и качеству преподавания этим курсам мог позавидовать любой институт. Помимо высокого уровня знаний, который давали курсы, они имели и огромное воспитательное значение. Подчеркивая царившую на них атмосферу, Е. Сперанский отмечает заслуги Б. Тузлукова и В. Щербакова, которые строили и преподавание и отношения со студентами «в высоком этическом ключе», требовали от слушателей «принципиального, чистого общения с искусством». Были среди студентов и студийцы Всеволода Сергеевича. Так, по воспоминаниям Владимира Грохотова, занятия у В. Щербакова были постановкой представлений об изобразительном искусстве, представлений глубоких и разносторонних, фактически постановкой вкуса, сравнимой с постановкой голоса у певцов или рук у скрипачей. Взгляды, приобретенные именно тогда, сохранялись у учеников все последующие годы. Курсы просуществовали четыре года и произвели два выпуска – в 1946 и 1948 гг.

После второго выпуска курсов В. Щербаков был приглашен в ГЦТК режиссером. Совместно с В. Андриевичем он поставил «Сундук сказок» Г. Ландау. Спектакль был адресован самым маленьким зрителям и состоял из трех одноактных русских сказочек. Его премьера состоялась в ноябре 1950 г., спектакль несколько лет продержался в репертуаре и был сыгран 319 раз.

Любовь Щербакова Морозко 3
Морозко (рис. Л. Д. Щербакова)

Среди выпускников республиканских курсов 1946 года была и Любовь Дмитриевна Щербакова – жена Всеволода Сергеевича. По завершении обучения у нее возникла идея организовать детский кукольный театр при доме пионеров. Руководство с воодушевлением восприняло начинание, что немало способствовало оснащению сцены и зала. Любовь Дмитриевна была зачислена на ставку руководителя, в студии было организовано две группы – актеров и мастеров. Всего было поставлено три спектакля: «Морозко» (ее дипломная работа), «Заяц и лиса», а так же «Град Лебединец» (в совместном оформлении с В. Щербаковым). Спектакли игрались по воскресеньям дважды в день, и многие ребята приходили на них по несколько раз. Планировались постановки «Золушки» Е. Шварца и «Города мастеров» Н. Гернет, шла работа над эскизами, были сделаны наброски декораций и костюмов…

Эскизы Любови Дмитриевны Щербаковой к спектаклю «Морозко»

Между тем в самом начале 1950-х годов в Москву приезжал Иржи Трнка. Программа мероприятий, уготованных высокому гостю, включала в себя и посещение детского кукольного театра Кировского дома пионеров – вспоминает Е. Черкасова.

Трынка посмотрел все три спектакля, а потом на прощальном банкете в ВТО отметил между прочими театрами и детский, сказав, что <…> увидел великолепные спектакли высоко профессионального, высоко художественного театра, которым Москва вполне может гордиться

Грамоты Педагогических чтений

Опыт создания и руководства детского театра кукол при Кировском доме пионеров был обобщен В. Щербаковым в методическом пособии «Программы кружков внешкольных детских учреждений. Кружок театра кукол» (М., Учпедгиз, 1954). «Небольшая эта книжечка, – писала Л. Шпет, – давно уже ставшая библиографической редкостью, до сих пор остается лучшей, наиболее продуманной и серьезной в методической литературе по самодеятельному театру кукол». Позднее, уже после смерти Всеволода Сергеевича, его инструктивно-методические указания послужили основой популярного издания «Кружок театра кукол», вышедшего под редакцией Л. Шпет (М., Просвещение, 1967) и ставшего методическим пособием, ориентированным на самую массовую аудиторию.

Щербаков Кружок театра кукол

В апреле 1954 года художественная деятельность В. Щербакова переходит в качественно новое русло. В. Щербаков по приглашению своего друга Бориса Бурлакова приходит в кукольное объединение киностудии «Союзмультфильм» на должность художника-постановщика. Новая работа требовала мобилизации всех творческих сил. Времени на кукольный театр Кировского дома пионеров не оставалось, а одной Любови Дмитриевне было не справиться, студию пришлось закрыть.

С Борисом Владимировичем Бурлаковым (1909-1979) В. Щербаков был знаком еще по работе в ЦДХТД. По образованию педагог, Б. Бурлаков с 1931 г. работал в ЦДХТД директором экспериментальной мастерской. Затем, с октября 1933 г., он стал заместителем, а с 1934 г. – директором Центрального театра кукол под руководством С. Образцова и занимал эту должность вплоть до 1949 г. Волевой, энергичный, с незаурядными организаторскими способностями, Борис Владимирович обладал авторитетом и пользовался в театре заслуженным уважением. Будучи по природе своей лидером, Б. Бурлаков остро воспринимал, хотя и не подавал виду, авторитарность С. Образцова, который в стремлении к совершенству художественной формы безжалостно корректировал постановки даже после премьер. В 1949 году Б. Бурлаков ушел из театра, а затем в 1953 году организовал при киностудии «Союзмультфильм» художественные мастерские по изготовлению кукол и стал первым директором нового цеха кукольной мультипликации. Административный талант Б. Бурлакова помог обеспечить начальную производственную базу объединения, получить во владение отдельное здание. Вместе с ним на киностудию перешли пять ведущих художников кукол из ГЦТК, став первоосновой нового коллектива. Во главе своего детища Борис Владимирович проработал до 1963 года.

На киностудию В. Щербаков пришел вместе с одним из своих учеников – Владимиром Грохотовым. Знакомство их состоялось в 1943 году, Владимир Львович Грохотов (1925-2014) был в числе студентов архитектурного техникума, посещавших вечерние занятия в Кировском доме пионеров. Позже, вместе со своей женой – Галиной Касторской, с детских лет учившейся у Всеволода Сергеевича, он окончил Республиканские курсы режиссеров и художников театра кукол. Апологет чешской мультипликации, страстный поклонник творчества Иржи Трнки, живописец и кукольник – В. Грохотов дебютирует в первом выпущенном студией объемном фильме «Два жадных медвежонка» (1954). На этой картине он делит функции художника-постановщика с режиссером ленты Владимиром Дегтяревым. Тем не менее, разработка художественного решения фильма, созданного по мотивам венгерской народной сказки, стала для В. Грохотова полноценной авторской задачей. Востребованной оказалась его увлеченность культурой и этнографией Западной Украины, которую он неоднократно посещал в начале 1950-х годов. Его обширные познания в области костюма и декоративно-прикладного искусства нашли отражение в предметной среде фильма, наполнив его национальным колоритом.

злодейка чб. раскадровка 3
Злодейка с наклейкой (1954)

Режиссерским дебютом В. Щербакова стала пропагандистская антиалкогольная лента «Злодейка с наклейкой» (1954). Художником-постановщиком фильма был В. Грохотов, а декорации и куклы были выполнены Романом Гуровым. Скульптор, художник по сценическому оформлению и куклам – Роман Александрович Гуров (1915-1981) был признанным авторитетом. До войны он работал на «Мосфильме» в группе А. Птушко, затем, с 1947 по 1953 г. в ГЦТК, где был высоко оценен за целый ряд новаторских решений, а с 1953 г. вернулся в кино, став главным художником вновь созданного объединения кукольной мультипликации. Фильм был двойным режиссерским дебютом. Сорежиссером В. Щербакова стал Борис Степанцев, впоследствии выдающийся мультипликатор, создатель знаменитых мультфильмов о Малыше и Карлсоне (1968, 1970). Десятиминутная агитационная лента была благосклонно принята Художественным советом студии, отметившим удачную и грамотную режиссерскую работу.

Злодейка с наклейкой

На втором фильме, о капризной девочке, чуть не утонувшей в собственных слезах, – «Юля-капризуля» (1955), В. Щербаков помимо режиссерских функций выступил вместе с В. Грохотовым в качестве художника-постановщика. Но, в отличие от успешного сотрудничества на предыдущей картине, продуктивного взаимодействия с Р. Гуровым не сложилось – возникли разногласия относительно необходимой меры условности кукол. Затем произошел сбой в операторской работе, были нарушены сроки производства, была назначена комиссия по проверке работы всего кукольного объединения. Неудача стала тяжелым испытанием для В. Щербакова и закончилась уходом со студии и обширным инфарктом с последующим лечением на протяжении полугода.

«Юля-капризуля» (1955)

Осенью 1956 года В. Щербаков вернулся к педагогической деятельности. В сентябре он возглавил изостудию Краснопресненского дома пионеров, а месяцем позже стал еще и руководителем кукольного кружка в Доме пионеров Коминтерновского района. Кратким (театральный кружок просуществовал лишь год), но благодатным периодом стала для Всеволода Сергеевича работа с кружковцами над постановкой «Снежной королевы» Е. Шварца. Сама возможность окунуться в родную стихию давала силы и здоровье. К новому году спектакль был поставлен, но контакт с ребятами не прерывался еще долгое время, а двое из них, избрав театральную стезю, стали профессиональными актерами.

Руководство изостудией Дома пионеров Краснопресненского района, которому В. Щербаков посвятил последние семь лет своей жизни, стало итогом его педагогической деятельности. При всей профессиональной искушенности и наработанном опыте В. Щербаков не утрачивал присущего ему энтузиазма, неизменного интереса «к личности своих учеников, к возможностям их художественно-творческого развития». Глубокая продуманность педагогических принципов и теоретической позиции не препятствовали использованию новых методик, а необыкновенная щедрость по отношению к своим воспитанникам, которым он никогда не отказывал в своем внимании и времени, делала его Мастером в самом высоком понимании этого слова.

Щербаков удостоверение диафильма
Удостоверение сотрудника студии «Диафильм» на имя Щербакова В. С.

В 1961 году перед Всеволодом Сергеевичем встает крупная художественная задача, очередная возможность масштабной творческой реализации – возникает необходимость наладить выпуск объемно-кукольных диафильмов. На тот момент пользующийся огромной популярностью детский художественный диафильм был исключительно рисованным. Однако возрождение кукольной мультипликации формулировало аналогичный запрос и в «искусстве волшебного фонаря», что фактически требовало разработки новых выразительных средств, которые в силу своей специфики были в равной степени недоступны как книжным графикам, так и художникам-аниматорам. В. Щербаков принимает предложение и приходит на студию «Диафильм» для организации отдела по производству объемно-кукольных лент. Начинать надо было практически с нуля. Требовалось наладить работу съемочного павильона, создать и оборудовать мастерские по изготовлению кукол, подобрать сотрудников.

Щербаков изготовление декораций
Щербаков за изготовлением декораций

Первой кукольной лентой, выпущенной студией «Диафильм», стала экранизация сказки А. Федорова-Давыдова «Как гуси лису перехитрили» (1962). Куклы к этому диафильму были разработаны и сконструированы в мастерских кукольного объединения «Союзмультфильма». На следующей ленте по сказке Н. Мишутина «Как дом в землю ушел» (1962) В. Щербаков решает кадровую проблему с помощью старого друга Бориса Кнерцера, много лет возглавлявшего бригаду художников-исполнителей в мастерских ГЦТК. Именно силами этого уже сложившегося профессионального коллектива были осуществлены и две последующие постановки: – «Фома» (1962) по стихотворению С. Михалкова и румынская сказка «Солнышко и снежные человечки» (1963), на которой В. Щербаков выступил не только художником-постановщиком, но и автором сценария. Обе ленты образовали мощный задел, чрезвычайно показательный, как с точки зрения художественных приоритетов В. Щербакова, его понимания искусства кукольного диафильма, так и тех высоких требований, какие он предъявлял к своим постановкам. Постепенно творческий коллектив кукольного цеха начинает складываться, и последующие работы были созданы уже собственными силами. Продолжая линию авторского подхода к диафильму, В. Щербаков осуществляет постановку камерунской сказки «Черепаха» (1963). Следующая лента «Как крот машину водил» (1963) становится адаптацией мультипликационного фильма Зденека Милера «Крот и автомобильчик» (1963) – практика, достаточно широко применяемая студией «Диафильм», по отношению как к анимационному, так и к игровому кинематографу.

«Как гуси лису перехитрили» (1962)

Как дом в землю ушел (1962)

«Фома» (1962)

«Солнышко и снежные человечки» (1963)

«Черепаха» (1963)

«Как крот машину водил» (1963)

Новое дело двигалось медленно. За два года было снято всего четыре диафильма, при том, что студия планировала выпускать по восемь кукольных лент в год.

План выпуска кукольных дф 1962
План выпуска кукольных диафильмов на 1962 год

Несоответствие планируемых и реальных темпов производства накаляло атмосферу. Осенью 1963 года вопрос о кукольных диафильмах был поставлен на общем профсоюзном собрании студии. В. С. Щербаков отчитывался о проделанной работе, пытался объяснить сложности, приводил аргументы, разговор был тяжелым. Всеволод Сергеевич сильно нервничал, вернулся домой в угнетенном состоянии. Драматической развязкой стал обширный инфаркт, пережить который он уже не смог.

Некролог
Некролог

Художественно-педагогическое наследие В. С. Щербакова велико и разнообразно, судьба его благополучна. На протяжении всей жизни Всеволода Сергеевича творческая работа была неотъемлемой частью повседневной жизни его семьи, все члены которой были художниками. Литературное наследие В.С. Щербакова было издано его сыном А. В. Щербаковым, архитектором, живописцем, кандидатом педагогических наук и продолжателем дела отца. Статьи, лекции и доклады по проблемам теории и практики художественного воспитания составили книгу «Изобразительное искусство. Обучение и творчество», ставшую классикой художественной педагогики и уже более полувека не теряющую своей актуальности. Продолжателем дела объемно-кукольного диафильма стала дочь Всеволода Сергеевича – Е. В. Черкасова, лесовод и художник-кукольник. В течении двадцати лет, с 1966 по 1986 год, она проработала на студии «Диафильм» в качестве мастера, художника, режиссера и художественного руководителя созданного ее отцом отдела. В 2004 году к 100-летию со дня рождения художника-педагога в Государственной Третьяковской галерее прошла выставка «В. С. Щербаков и его ученики». На ней живопись и графика мастера из собрания семьи Щербаковых были представлены в контексте работ его многочисленных воспитанников 1930-1960-х годов, а их воспоминания и дневниковые записи, опубликованные в одном из разделов научного каталога выставки, довершили образ учителя, сыгравшего в жизни каждого из них совершенно особую роль.

Черкасова Елена Всеволодовна 1974 год
Черкасова Елена Всеволодовна 1974 год

Автор: Илья Бобылев

Литература.

В. С. Щербаков и его ученики. К 100-летию художника-педагога. - М., Искусство и образование, 2005.

Капков С. В. Энциклопедии отечественной мультипликации. - М., Алгоритм, 2006.

Кружок театра кукол. - М. Просвещение 1967.

Образцовцы 1931–1992–2018. - М. ИКАР, 2020.

Сперанский Е.В., Луцкая Е. Л. Художник Борис Тузлуков. - М., ВТО, 1983.

Диафильмы художника