К содержимому
5 Архив История и технологии
Студия Диафильм

Студия «Диафильм»: рождение и история

Творческая история студии «Диафильм»

Началом систематического производства диафильмов стала организация в 1929 г. при Студии «Культурфильм» цеха по производству заказных диафильмов для агитации и культурно-массовой работы. В 1930 г. этот цех превратился в самостоятельное предприятие.

В 1930 году начала свою работу фабрика «Кинодиафильм» (впоследствии — «Диафильм»).

Диафильмы, выпускаемые фабрикой, состояли только из фотоизображений, они не имели ни подписей, ни разъяснительного текста. Они служили иллюстрацией к книгам и брошюрам. В начале тридцатых годов, в первые три года своего существования фабрика «Диафильм», как и ее предшественники — цехи Главполитпросвета, выпускала в основном диапозитивные пленочные серии по вопросам сельского хозяйства, и главным образом по вопросам социалистического преобразования деревни. Начинала фабрика с выпуска 75 названий диафильмов общим тиражом 225 тысяч копий в год. У редакции «Диафильма» не было постоянного круга авторов, и важно было только чтобы составитель серии владел темой, предметом. Естественно, что в составлении диафильмов в то время не участвовали или почти не участвовали писатели, режиссеры, драматурги.

Знаковым для детской литературы и книжных иллюстраторов стал 1934 год — в том году фабрика № 5 треста «Союзтехфильм» начала производство нового жанра диапозитивных сюжетных фильм: детские писатели на диаэкране.

Лучшие произведения детской литературы стали переноситься на экран в виде связной «диафильмы». Первым опытом стал «Багаж» Маршака, с успехом показанный на всесоюзном совещании дошкольников при Наркомпросе. (Литературная газета, 29.09.1934) За год фабрика выпустила 100 названий для дошкольников и детей младшего возраста. До 15 процентов этих диафильмов были сделаны по специальным текстам, заказанным фабрикой, остальные — переделки литературных произведений. В авторский актив фабрики вошли лучшие детские писатели и художники — С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, Л. Кассиль, В. Бианки, Е. Чарушин, В. Лебедев. Уже тогда фабрика занялась выпуском обучающих диафильмов — за год было создано 130 пленок к учебникам начальной и средней школы. (Литературная газета, 1935 год, №53)

Перед художниками-графиками открылась новая область работы — создание детских сюжетных диапозитивных фильмов. На первых порах самый быстрый результат демонстрировали авторы, которые иллюстрировали свои истории самостоятельно. К ним надо отнести писателя-художника Евг. Чарушина («Васька, Бобка и крольчиха», «Как Мишка большим стал», «Щур», «Волчишко») и художника Вл. Лебедева (ряд народных сказок). Из писателей собственные эскизы к тексту давал Б. Житков (диафильм «Про обезьянку»), О. Перовская (диафильм «Как привезли Ваську»).

Свой опыт в диафильм привнесли не только книжные графики, но и художники-мультипликаторы. Сюда можно отнести, например, работы Ходатаева, Вано, Зиновьева, Валькова, а также Черкеса, создавшего полную серию иллюстраций к новой вещи Маршака «Четыре конца» (иллюстрация из журнала Еж), которая в печати вышла только с 4–5 рисунками. В жанре мультипликационного рисунка работал и художник Пятой фабрики Сережников, который на основе одной страницы из журнала «ЧиЖ» (1934 год, №6) создал полноценный 30-кадровый рассказ «Аэроплан-пастух». Много интересного обещает дать диафильму К. Ротов, закончивший уже «Путаницу» Чуковского, и работающий над «Похищением кота». Каждое название диафильма выпускается в количестве 1000–5000 экземпляров. (Советское искусство, 05.07.1935) В 1936 году упоминается о выпуске первых цветных диафильмов (Советское искусство, 1936 год, №17)

Фотоархив / Студия «Диафильм»

В 1961 г. было начато производство звуковых диафильмов. “В прошлом году (1962) студия «Диафильм» на свой страх и риск выпустила четыре комплекта звуковых диафильмов (две пленки и пластинка). Все сорок две тысячи пластинок были раскуплены. “— По нашему мнению, звуковой диафильм, особенно детский, очень нужен. Показателен успех первой партии. В этом году (1963) мы собираемся выпустить уже 200 тысяч озвученных диафильмов тридцати наименований, — говорит директор студии «Диафильм» тов. Б. Жуков”. (Советская культура, 1963, №58)

Еще в 1956 году было создано экспериментальное устройство диафон, позволяющее автоматизировать просмотр и прослушивание звуковых диафильмов. (Огонек, 11, 1956) В начале 1962 года в Министерстве просвещения РСФСР солидному совещанию была показана новинка — диафон с записью звука на магнитной ленте с автоматическим перемещением кадров. (Советская культура, 1963, №58) Министерство должно было дать отзыв и, в случае одобрения, поручить изготовление электромагнитных приставок для диафона заводу в Загорске. Но в связи с отсутствием достаточного количества звуковых диафильмов, плана и методики их выпуска, массовое производство диафонов к моменту начала выпуска звуковых диафильмов налажено не было.

В 1963 году начато производство кукольных диафильмов. Для этого была создана мастерская по изготовлению кукол и декораций и организован съемочный павильон на месте алтаря в кирхе. Над созданием кукол трудились художники Надежда Михайловна Войдинова (с 1965 года), Татьяна Евгеньевна Максимова (с 1968 года). Их имена можно увидеть на последнем кадре практически каждого кукольного диафильма. Также проводились эксперименты со съемкой кукол на природе или в подходящих по сюжету внешних локациях.

В 1976 году студия начала экспериментировать со стерео-диафильмами. Отрывок из интервью главного редактора студии Жуковской Надежды Николаевны газете “Советская культура” (1976 год, №50): “Надежда Николаевна, предполагается ли выпуск качественно новых диафильмов? — Да. Сейчас наш коллектив работает над созданием первых отечественных стерео-диафильмов. О конечных результатах пока говорить рано, но думается, что первые стереоленты появятся уже в будущем году.

В 1980-х годах студия создавала звуковые слайд-фильмы, для их просмотра использовались аппараты, которые по сигналам с отдельного канала на магнитофонной кассете, не слышимому зрителем, переставлял кадры, делал наплывы, монтажные переходы.

Помещения студии «Диафильм»

С момента создания до начала 1950-х годов студия «Диафильм» располагалась по адресу Москва, Лужнецкая набережная, 4а. Это подтверждается многочисленной печатной продукцией, на которой указан адрес, от каталога серий кинопленочных диапозитивов фабрики кинопленочных диапозитивов Союзкино 1931 года издания до официального бланка фабрики диапозитивных фильмов «Диафильм» с подтвержденной датой использования 11 июля 1950 года.

В 1941г. фабрика «Диафильм» подвергалась частым бомбардировкам. Осенью зажигательные бомбы вызвали пожар, в котором погибла значительная часть архивов, сгорели почти все макеты диафильмов 30-х гг.

В середине 1950-х годов, предположительно в связи со строительством спортивного комплекса “Лужники” (начало строительства — апрель 1955 года), студии был предоставлен комплекс зданий лютеранского кафедрального собора Святых Петра и Павла по адресу Москва, Старосадский пер., 7/10.

студия Диафильм
Я сейчас была в Старосадском переулке, на студии «Диафильм». Бегала туда за новыми пленками. (Смешинка №4, 1968 год)

Окончательно студия «Диафильм» покинула комплекс этих зданий в 1997 году, но уже начиная с 1991 года помещения постепенно переходили церкви. Так получилось, что студия располагалась аж в трех храмах: Троицы Живоначальной во Серебряниках (Москва, Серебрянический пер, 1А), лютеранской кирхе Святых Петра и Павла и Святого Великомученика Никиты за Яузой (Москва, Гончарная ул. (в советское время — ул. Володарского, 6) (склад с начала 1960-х до 1990г.).

С начала 1960-х годов разные службы студии кроме трех основных зданий располагались в подвалах ближайших к кирхе домов или в дополнительно арендуемых помещениях. Руководство студии, основное производство, литературная и художественные редакции, типография, изо- и фото-отделы, проявка располагались в кирхе. Упаковка, расфасовка, склад — в помещениях церкви Святого Великомученика Никиты за Яузой. В Серебряническом переулке располагались склады и служба рассылки. В арендованных помещениях работали кукольный отдел (после переезда из колокольни кирхи), звукоцех, служба рекламы, экспериментальная лаборатория.

На предприятии в начале 1990-х было занято 320 человек.

Фотоархив / Студия «Диафильм»

Цех обработки занимает подвал, цех диапозитивов — храм Святой Троицы, творческие и производственные службы расположились в кирхе. (Российская газета, 1992 год, №14)

Руководители студии «Диафильм» неоднократно поднимали вопрос о предоставлении специализированных помещений, также неоднократно им обещали их предоставить.

Из заметки главного художника студии А. Морозова в газете “Правда” (1971 год, №316): “Студия размещена в трех старых зданиях и в подвалах жилых домов. Нам неоднократно обещали помочь в расширении производственных помещений. В свое время, когда студия входила в ведение Министерства культуры СССР, дважды издавался приказ о выселении из студии стерео-лаборатории Научно-исследовательского института кинематографии, которая занимает самое большое помещение. Новый наш хозяин — Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР также издавал распоряжения о выселении стерео-лаборатории. Однако до сих пор ничего на сделано.”

В начале шестидесятых годов помещения для студии были запроектированы в составе комплекса кинопредприятий в Химках-Ховрино. В конце восьмидесятых стройку приказом Госкино в очередной раз заморозили. Разговоры о строительстве комплекса на Каляевской улице для трех студий — “Союзмультфильм”, “Диафильм”, "Фильмэкспорт" — так и остались разговорами.

Объемы студии «Диафильм»

К началу 60-х годов 20-го века, в период своего расцвета, Студия «Диафильм» Госкино СССР ежегодно выпускала 400 новых названий диафильмов и диапозитивных серий, производила 23 млн. экз. диафильмов и 12,5 млн. шт. диапозитивов. Каталог тиражируемых студией диафильмов и диапозитивов содержал более 2 тысяч названий по девяти разделам. Среди них: общественно-политические, документально-хроникальные, видовые, научно-популярные, по литературе, изобразительному искусству и архитектуре, по театру, кино, музыке, по физкультуре и спорту, учебные, заказные и, конечно, большой раздел детских диафильмов и диапозитивов, рассчитанных на самые разные возрасты и вкусы.

студия «Диафильм»
Ой, ребята, сколько там разных диафильмов! Просто глаза разбегаются… (Смешинка №4, 1968 год)

Чтобы подтвердить немыслимые по нынешним временам тиражи, обратимся к информации, которая регулярно появлялась в советской печати и сопровождала любые материалы о студии. Фабрика «Диафильм» Министерства культуры СССР выпустила в этом году (1953) около двухсот новых фильмов тиражом в 4 миллиона экземпляров. (Советская культура, 1953, №47) В 1930 году общий тираж составил 100.000 экземпляров, в 1940 году — 2 миллиона 276 тысяч, в 1950 году — 3 миллиона 862 тысячи, а в 1970 году — 18 миллионов 200 тысяч. (Известия, 1970, №275)

В 1975 было напечатано 22 миллиона диафильмов и 12 миллионов диапозитивов. (Советская культура, 1976, №24)

Марка «Диафильма» была хорошо знакома и зарубежному зрителю. Только в 1975 году на Кубу, в Иран, Англию, в другие страны было отправлено более 800 тысяч лент.

Такие объемы выпуска и глубина проникновения делали диафильм мощным оружием пропаганды и просвещения. Руководство страны это прекрасно понимало, о чем свидетельствует появление приказов Министерства культуры СССР «Об улучшении использования кинофильмов и диафильмов в пропагандистской работе» от 7 марта I960 года и «О работе университетов культуры» от 12 января 1961 года, которые обязывали книготорги организовать массовую продажу диафильмов общественно-политической, научно-популярной и искусствоведческой тематики. (Советская культура, 1963, №37)

Фотоархив / Студия «Диафильм»

При этом студия «Диафильм» являлась основным, но все же звеном, в цепочке, в которую входили производители пленки и специализированного оборудования, сеть распространителей, книжные и игрушечные магазины, посылторг и множество других организаций и учреждений. Судя по материалам советских газет, проблемы на стыках звеньев происходили достаточно часто. Студия жаловалась на качество пленки Орво и Свема, на качество исходного сырья для производства банок, на способы представления информации о диафильмах в каталогах посылторга. А контролирующие и партийные органы пристально следили за тематическими планами, объемами производства и реализации продукции.

Вот показательный пример времен расцвета студии. Комиссия партийно-государственного контроля установила, что при больших производственных возможностях и широком спросе на диафильмы руководители студии необоснованно добились снижения общего производственного плана на 1963 год до 12 600 000 экземпляров против 19 153 000 в 1960 году, одновременно завысив стоимость продукции. Стремясь избавиться от затоваривания и складских остатков, вместо усилий по активизации распространения руководство приняло решение об уничтожении готовой продукции. В 1960 году было уничтожено 14.300 экземпляров, в 1961— 226 тысяч, в 1962 — 76.300, в 1963 году — 17.600, на общую сумму 38 тысяч рублей. На момент публикации заметки в “Советской культуре” на складах студии скопилось свыше 4 млн. лент. (Советская культура, 1963, №77)

Руководство студии «Диафильм»

На основании статей в советской периодики, авторских договоров со студией и других официальных документов, которые попадались нам в архивах, мы попытались составить список директоров, главных художников и главных редакторов студии за все время ее существования. Надеемся на вашу помощь в заполнении многочисленных лакун.

Директора студии «Диафильм»

  • 1950–1954 — М. Фадеев
  • 1961–1968 янв. — Борис Федорович Жуков
  • 1968 июль–1970 — Фридэн Игнатьевич Королькевич
  • 1971 — зам. директора Лев Владимирович Емельянов
  • 1973–1977 апр — Геннадий Александрович Коненкин
  • 1977 дек–1981 — Анатолий Владимирович Соколов
  • 1983–1984 Юрий Ильич Тихонов
  • 1985 Анатолий Владимирович Соколов
  • 1986 — зам. директора Ю. Неймарк
  • 1987–1992 Леонид Петрович Пятанов
  • 1992 — зам. директора Маргарита Анатольевна Ненашева

Главные художники студии «Диафильм»

  • 1951–1954 — Леонид Владимирский
  • 1971 — Александр Анатольевич Морозов
  • 1983–1987 Валерий Красновский
  • 1987–199? Владимир Дугин

Главные редакторы студии «Диафильм»

  • 1949–1965 — Георгий Васильевич Солдатов (1905–1965). Он родился в 1905 году в г. Минусинске, в семье рабочего. В 1920 году вступил в комсомол и с 18 лет уже был на руководящей комсомольской работе в Сибири — заведовал политическим просвещением в укоме в Новосибирском окружкоме комсомола, редактировал газету «Юный ленинец» и детский журнал «Товарищ». В 1928 году вступил в ряды КПСС. В 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) был назначен ответственным редактором газеты «Пионерская правда». В 1933 году Центральное бюро юных пионеров ЦК ВЛКСМ послало его в качестве руководителя детского радиовещания во Всесоюзный радиокомитет. В 1936 году был назначен начальником Московского телевизионного центра. С 1939 года Г. В. Солдатов работал на студии «Диафильм». С первых же дней войны Георгий Васильевич ушел добровольцем на фронт! Окончилась война, и Георгий Васильевич возвратился на студию, которой отдал все свои силы, все свои знания, весь свой жизненный и партийный опыт. С 1949 года он бессменно был главным редактором студии «Диафильм».
  • 1971 — Кузнецова В.В.
  • 1974 — Г. Фролов
  • 1976 — и. о. главного редактора студии Николай Дмитриевич Ковбас
  • 1976 — 1983 — Жуковская Надежда Николаевна
  • 1981 — зам. глав. ред. Алексей Георгиевич Семин

Кроме главного художника и главного редактора у каждой редакции (детской, учебной, видовой) был художественный редактор и несколько редакторов. Именно их имена появляются на последнем кадре каждого диафильма в соответствии с жанром диафильма. Жанр зашифрован в коде, который обычно размещается на черном кадре перед заглавным кадром диафильма, и схематично выглядит так: XX-Y-ZZZ

Первая пара цифр обозначает жанр диафильма.

00 — Документальные диафильмы

01 — Общественно-политические

02 — Научно-популярные

03 — Литература

04 — Изобразительное искусство. Архитектура

05 — Театр, кино

06 — Спорт

07 — Учебные и воспитательные пособия для начальной и средней школы, детских садов и институтов

08 — Детские диафильмы

09 — Диафильмы со звуковым сопровождением на граммпластинках

10 — Диафильмы со звуковым сопровождением на магнитофонной ленте

11 — Гражданская оборона

12 — По заказу ГАИ

Второй блок из одной цифры отвечает за цветность:

2 — Чёрно-белый диафильм

3 — Цветной диафильм

0 — Цветные диафильмы со звуком