33 этапа создания диафильма. Выдержки из «Основ технологии и организации производства диафильмов и диапозитивов»
Диафильм — это пленка, состоящая из кадров-диапозитивов, выстроенных в определенном порядке. Каждый кадр как правило состоит из изображения и титра.
Чтобы мы могли насладиться визуальной историей, множество специалистов разного профиля трудились над созданием диафильма, каждый отвечал за свой уасток работы. И каждый их шаг регламентировался инструкциями и ГОСТами.
Госкино СССР и студия «Диафильм» выпустили книгу-инструкцию «Основы технологии и организации производства диафильмов и диапозитивов», где в мельчайших подробностях описываются все этапы производства, корректировки, контроля и упаковки диафильма.
Документ разработал главный инженер студии Александр Владимирович Соколов в 1974 году, когда студией «Диафильм» управлял директор Геннадий Александрович Коненкин. Издание напечатано на машинке, с пометами и исправлениями, признаков массового тиража нет. Скорее всего это документ для служебного пользования, единственный экземпляр которого хранится в библиотеке Политехнического музея. Благодарим коллег за оцифрованную копию!
Многие специалисты и те, кто просто интересуется историей отечественного диафильма, уже слышали про «Основы технологии и организации производства диафильмов и диапозитивов». Для них и для тех, кто еще не разбирается в технологиях создания диафильма, мы предлагаем краткое описание пособия.
Кто выпускал диафильмы
Крупнейшим производителем диафильмов и диапозитивов была студия «Диафильм». Диафильмы и диапозитивы были цветные и черно-белые, с брошюрой или звуковым сопровождением и без. Над созданием пленок в студии работало пять подразделений.
Творческое
В штате имелись художники-оформители и художники-прорисовщики, редакторы, фотографы и операторы, технические специалисты. Внештатно трудились писатели, художники, консультанты, рецензенты, иногда привлекались дополнительные операторы.
Здесь — в соответствии с производственно-тематическим планом, утвержденным Госкино СССР, — создавались диафильмы.
Главной задачей творческого подразделения является создание высокоидейных и высокохудожественных диафильмов и диапозитивов, разнообразных по тематике, жанру и стилю, глубоко и всесторонне показывающих богатство и многообразие нашей жизни, исторических завоеваний советского народа, достигнутых под руководством коммунистической партии
С точки зрения тематики план выпуска диафильмов делился на общественно-политические, спортивные, научно-популярные и видовые диафильмы. Отдельно выделялись разделы искусства и литературы, учебно-школьных, детских и заказных диафильмов.
В творческое подразделение входило шесть отделов: редакция, художественная редакция, фотоотдел, цех художественного оформления, кукольная мастерская, участок звукозаписи (для звуковых диафильмов).
Ответственность за выпускаемую продукцию нес главный редактор.
Производственное
Здесь осуществлялась съемка, обработка, массовая печать, резка, упаковка, изготовление фонограмм и прочие производственные процессы.
Производство включало в себя семь отделов: цех съемки негативов, отдел обработки пленки, типография, отделы комплектования и упаковки диафильмов и диапозитивов, отдел тиражирования фонограмм для звуковых диафильмов и отдел технического контроля. Также были предусмотрены должности главных механика и технолога.
Подразделение распространения
В состав этого подразделения входили цех распространения и сектор информации, пропаганды и рекламы. Здесь составлялись планы распределения поставок, собирались и выполнялись заказы от оптовых покупателей, велась рекламно-информационная работа.
Подразделение совершенствования и развития производства
Здесь анализировали работу предприятия, совершенствовали производственные процессы, предлагали новые виды продукции.
Административно-хозяйственная служба
Под руководством директора управляла процессами и следила за исправной работой всей студии.
Какие бывают диафильмы
По типу исходных материалов диафильмы бывают репродукционные и съемочные. У репродукционных диафильмов исходный материал — макет, подготовленный художником-оформителем на основе рисунков или фотографий. У съемочных — фотонегатив, отснятый на природе или в интерьере.
Остановимся на каждом этапе создания репродукционных и съемочных диафильмов поподробней.
Изготовление макета
Макет — это рисунок художника, схема, чертеж, готовая фотография или фотоколлаж, собранный с субтитрами.
Если диафильм предполагал наличие субтитров, изготовление макета начиналось с их типографского оттиска и печати. Затем изготавливали фотографию или рисунок. Над отрисовкой и формированием макета на этом этапе трудились художники-оформители.
Субтитры набирали на писчей бумаге в соответствии со сценарием, потом печатали на кальке (для редактуры), потом на фотобумаге. Рисунки сначала создавались на чертежной бумаге. Для сборки на картон наклеивалась обойная, потом черная неактиничная бумага, а уже поверх собирался макет – изображение и субтитры. Макет покрывали калькой, чтобы защитить от повреждений. Иногда по завершении требовалась дополнительная ретушь и исправления. После этого макет был готов.
Все материалы должны были соответствовать определенным ГОСТам. Скажем, для производства требовалась именно «бумага неактиничная черная, ГОСТ 4665-62», «бумага обойная, ГОСТ 6749-53» и «флатовый картон бурый финский, толщиной не менее 1,5 мм», который «режется на резательной машине типа БР-3 по заданному размеру (370х300 мм)».
Съемка и обработка репродукционного негатива
Репродукционный негатив — это ряд последовательных кадров, отснятых на пленку с рисованных или фотографических макетов. Такой ряд называется серией диафильма.
Для получения репродукционных негативов фотографировали готовый макет, полученное изображение тщательно обрабатывали и проверяли, что получилось. Готовые мастер-копии (эталонные негативы) сворачивались с рулоны с приложением выходных данных и фамилией контролера и сдавались в негативный склад цеха обработки пленки. Отсюда их потом возьмут на тиражирование.
Каждый шаг специалистов вновь сопровождался подробными инструкциями. Например, для операции обработки черно-белых негативов, снятых на кинопленку КН-2, на проявочной машине типа 60П-4 действовал отдельный «Регламент химико-фотографической обработки негативных черно-белых кинопленок».
Съемка и обработка цветного съемочного негатива
Если диафильм состоял из готовых цветных фотографий, его тиражирование могло быть устроено по-разному — в зависимости от формата готовой фотографии.
Скажем, если при ее съемке использовалась 60 или 70-миллиметровая пленка, то изображение приходилось «подгонять» под стандартный размер диапозитива (как правило, это 35 мм). Поэтому негативы, снятые на 35мм пленке, тиражировались способом контактного контратипирования, а снятые на 60мм или 70мм - оптичесского.
Так или иначе, для тиражирования было необходимо обработать изображение, отпечатать пилотный позитив, снова обработать, хорошенько все проверить и только потом отпечатать тираж.
Массовая печать и обработка позитива
Когда был готов негатив, из него нужно было получить позитив. Диапозитив — это черно-белый или цветной (в зависимости от замысла) кадр диафильма.
Подготовленный негатив проходил через процессы свето- и цветоустановки, чтобы цвета и оттенки передавались именно так, как задумал художник или фотограф.
Негативы, предназначенные для массовой печати диафильмов, склеивали в кольцо и предварительно испытывали на специальных аппаратах, для чего также предусматривалась отдельная инструкция. Испытанные негативы снова проверяли — мало ли закрались какие-то мелкие ошибки. После этого диафильм тиражировался на копировальных аппаратах.
При копировании устанавливался свет (для получения определенного освещения свету присваивались номера) и цвет (цветные и серые фильтры менялись в зависимости от номера света).
Резка, сборка, маркировка, упаковка
Весь тираж печатался на огромной 300-метровой бобине. Одна бобина — все экземпляры диафильма. Затем пленку следовало нарезать на отдельные экземпляры и упаковать. Диафильмы резали при помощи специальных машин, которые с точностью до миллиметра определяли границы каждого экземпляра.
Затем пленки закручивали и укладывали в хорошо знакомые нам всем цилиндрические пенальчики. Параллельно печатались наклейки на крышки и этикетки (которые тоже нарезались специальными резательными машинами).
Когда готовые диафильмы были упакованы, их снова — на всякий случай — выборочно проверяли.
Собранный диафильм должен был соответствовать требованиям ТУ 19-32-73 «Диафильмы 35 мм черно-белые и цветные», а для процесса сборки и упаковки была разработана специальная «Пооперационная карта технологического процесса резки, сборки, маркировки и упаковки диафильмов».
Для сопроводительных брошюр, кстати, тоже имелись свои особые ГОСТы. Бумага требовалась двух видов – писчая (№1 ГОСТ 3331-55), иллюстрационная (200 г/м2, ГОСТ 12064-66). Даже к проволоке предъявлялись отдельные требования – она должна была соответствовать ГОСТу 2771-57.
Диафильмы со звуком
Иногда к диафильму прилагалось звуковое сопровождение — музыка или дикторское прочтение. Звук записывался на магнитофонную ленту или на грампластинку, позднее на диск, а сейчас звуковую дорожку можно отыскать в интернете.
В звуковых диафильмах отсутствовали титры. Поэтому из процесса производства выпадал этап печати титров и их сборки на макет.
Отдельно шел процесс создания звуковой дорожки. Сначала записывались голоса актеров, потом музыка, и в конце дополнительные шумы (а после каждого этапа производили чистку звука и монтаж).
Готовые диафильмы
Когда диафильм был готов, он отправлялся сначала на склад, а потом распространялся по магазинам, где можно было приобрести пеналы с историями, и по Посылторгам для продаж по каталогам.
В пособии приводится перечень покупателей студии, включающий в себя торгующие организации Министерства торговли, Госкомитета Совета Министров по печати и книжной торговле и Министерства просвещения.
Из магазинов и торговых организаций диафильмы попадали в наши дома и библиотеки.
Неспроста в названии статьи появилось почти сказочное число 33. Именно столько операций указано в Маршрутной карте процесса производства репродукционных диафильмов, начиная от заказа редакции на изготовление рисунков и заканчивая поступлением собранных и упакованных диафильмов на склад готовой продукции. В процессе принимали участие 14 подразделений, включая директора.
А теперь самые стойкие и заинтересованные читатели могут самостоятельно в подробностях ознакомиться со всеми аспектами деятельности фабрики «Диафильм» и тонкостями производства диафильмов, изучив «Основы технологии и организации производства диафильмов и диапозитивов».