К содержимому
4 Галерея Выдающиеся художники
Евгений Мигунов Злая волшебница Бастинда

Евгений Тихонович Мигунов

Биография художника

Имя при рождении
Мигунов Евгений Тихонович
Дата рождения
27.02.1921 г.
Место рождения
г. Москва, РСФСР
Гражданство
СССР, Российская Федерация
Период творчества
Вторая половина XX века — первая половина XXI века
Род деятельности
График, книжный иллюстратор
Евгений Тихонович Мигунов

Евгений Тихонович Мигунов родился в Москве 27 февраля 1921 года в семье финансового работника Наркомвнешторга Тихона Григорьевича Мигунова и домохозяйки Марии Константиновны Мигуновой. Мать будущего художника умерла в 1927 году. Отец не рисовал, хотя обладал каллиграфическими способностями. Семья жила на Остоженке (позже — Метростроевской).

В 1928 году Женя Мигунов поступил в школу № 12 Хамовнического района Москвы, затем вместе с наиболее успевающими учениками был переведен в Московскую Опытно-показательную школу им. Лепешинского (№ 32). В этом экспериментальном учебном заведении, помимо «рядовых» школьников, учились дети высокопоставленных партийных работников, поэтому школа отличалась высоким уровнем преподавательского состава.

Во время учёбы Мигунов выпускал классную стенную газету, был членом школьной редколлегии.

С одноклассниками по МОПШКу Мигунов до старости сохранил дружеские отношения. Уже будучи старшеклассником, начал выполнять оформительскую работу по договорам, и занимался ею до поступления в институт (в т.ч. в Наркомвнешторге, ВСХВ, Гизлегпроме и др.). После окончания школы в 1938 году учился в изостудии, занимался на курсах по подготовке в ВУЗ при Московском кожевенном институте.

В 1939 году Евгений Мигунов поступил на только что образованный художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, в мастерскую художников мультипликационного кино, которой руководил режиссёр И.П. Иванов-Вано. Педагогами Мигунова стали, помимо Иванова-Вано, Ф.С. Богородский, С.В. Козловский, Ф.К. Константинов, Я.М. Фельдман и другие крупные художники. Однако, по воспоминаниям самого Евгения Тихоновича, гораздо большее влияние на него оказали его сокурсники, и в первую очередь – Анатолий Пантелеймонович Сазонов, с которым Мигунов познакомился во время сдачи вступительных экзаменов и надолго подружился. Сазонов стал для Мигунова непререкаемым авторитетом, привил ему художественный вкус, уже во время учёбы они образовали творческий тандем.

В конце июля 1941 года вместе со студентами и преподавателями ВГИКа Мигунов, несмотря на нездоровье, записался добровольцем в ряды Народного ополчения Ростокинского района и попал в места боев в Холм-Жирковский район Смоленской области (близ г. Вязьмы), откуда учащихся института к 1 сентября отозвали обратно в Москву для продолжения учебы. Осенью 1941 года Мигунов возобновил обучение, проходил производственную практику на киностудии "Союзмультфильм" в группе И.П. Иванова-Вано (работал над антифашистским политплакатом "Кухня вранья" в качестве художника-мультипликатора и декоратора). Принимал участие в эвакуации студии в Самарканд.

В конце ноября вместе с институтом эвакуировался в Алма-Ату, где закончил обучение и в 1943 году получил из рук С.М. Эйзенштейна диплом художника-режиссера мультипликационного фильма.

Дипломная работа Мигунова — разработка собственного сценария "Давайте посмеемся". Во время учебы во ВГИКе Мигунов был членом институтской редколлегии, участвовал в театрально-концертной самодеятельности, выступал с агиткультбригадой в колхозах и госпиталях.

В 1943 году Мигунов возвращается в Москву и зачисляется на постоянную работу на киностудию "Союзмультфильм". Немного работает как художник-мультипликатор, около года возглавляет цех прорисовки. Как художник-постановщик первые работы делает совместно с А.П. Сазоновым — завершение картины И.П. Иванова-Вано "Краденое солнце", работа над фильмами "Зимняя сказка" И.П. Иванова-Вано, "Пропавшая грамота" сестер Брумберг, "Песенка радости" М.С. Пащенко (первый советский рисованный фильм, награжденный на международном фестивале). С 1946 года Мигунов работает как художник-постановщик самостоятельно. Сотрудничает с режиссерами В.Г. Сутеевым ("Веселый огород"), Б.П. Дежкиным и Г.Ф. Филипповым (типажи к фильмам "Слон и муравей" без указания в титрах и "Кто первый?"), А.В. Ивановым ("Квартет", "Чемпион", "Полкан и Шавка", "Дедушка и внучек", "Трубка и медведь"), Л.А. Амальриком и В.И. Полковниковым ("Волшебный магазин"), М.С. Пащенко ("Когда зажигаются елки", совместно с В.Д. Дегтяревым, "Лесные путешественники"), И.П. Ивановым-Вано (короткометражный фильм "Песня о дружбе"). Часто самостоятельно выполнял работу по изготовлению фонов и прорисовке, внес вклад в обогащение творческого арсенала работников фонового цеха. За достижения в области цветного кино в 1948 году награжден медалью "За трудовую доблесть". Был соавтором методической программы обучения художников-мультипликаторов и прорисовщиков на курсах при студии, преподавал конструкцию мультипликационного персонажа. Первым применил масляные краски для изготовления фонов. Неоднократно выполнял титры для игровых фильмов («Актриса», «Слон и верёвочка», «Первоклассница», «Глинка»), рисовал киноплакаты. В 1950 году вышла первая книга, оформленная Е.Т. Мигуновым и А.П. Сазоновым — сборник сценариев мультипликационных фильмов «Фильмы-сказки».

В 1945 году Евгений Мигунов женился на художнице-фазовщице «Союзмультфильма» Нине Романовне Караваевой, их брак просуществовал до самой смерти художника.

С 1953 года Мигунов перешел к самостоятельной режиссерской работе. Он стоял у истоков возобновления производства кукольных фильмов (режиссерский дебют — "Карандаш и Клякса — веселые охотники").

Совместно с механиком Семеном Этлисом применил и запатентовал новые технические приемы кукольного мультпроизводства — оригинальный способ крепления куклы к макету, изготовление оболочки из пенистого латекса, усовершенствование шарнирных каркасов куклы; участвовал в организации технической базы для покадровой съемки объемных объектов, создал технологическую записку по основам производственного процесса съемки кукольного мультфильма.

Евгений Мигунов с куклами
«Карандаш и Клякса — веселые охотники»

Во всех своих режиссерских работах выполнял функции художника-постановщика, а часто — и сценариста, и автора песенных текстов. Картина "Карандаш и Клякса..." фактически явилась первым в истории "Союзмультфильма" авторским фильмом. Снял рисованные ленты "Это что за птица?", "Знакомые картинки" (с участием Аркадия Райкина), "Ровно в три пятнадцать..." (совместно с Б.П. Дежкиным). Работал над мультвставками в научно-популярный фильм Марианны Таврог «С.Маршак» (где применил технологию плоской "марионетки"), в игровую картину Александра Довженко "Поэма о море", снял короткометражный фильм-приветствие к Фестивалю молодежи и студентов в Москве, создал кинооформление спектакля кукольного театра под руководством С.В. Образцова "Мой, только мой", изготовлял маски для снятого с репертуара спектакля с участием Аркадия Райкина "Пни нашей жизни". Был членом художественного совета "Союзмультфильма". Принимал участие в перемонтаже и переозвучании кукольной картины В.Д. Дегтярева "Вернулся служивый домой", являлся автором сценария фильма Дегтярева "Пересолил" (по А.П. Чехову).

Из-за трудностей с запуском новых сценариев на «Союзмультфильме» во второй половине 1950-х годов у Мигунова участились простои, и это привело к активизации его работы в книжной и журнальной графике.

Он иллюстрирует авторские книжки-игрушки «Зимние забавы» (1953) , «0:0» (1959), «Почему утёнок гадкий?» (1961), к которым сам пишет стихотворные тексты; книги Якова Акима «Тупоносые братишки» (1956) и «Что говорят двери» (1958), сказку Николая Носова «Как незнайкины друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос» (1960), сатирический сборник Феликса Кривина «Вокруг капусты» (1960), познавательные издания Кирилла Домбровского («Внимание… Съемка!»), Валерия Баркова («На лесной тропе»), Эммануила Двинского («Уголок имени В.Л. Дурова», все – 1959 г.), оформляет ряд детских игр и игровых занятий. В 1956-57 гг. иллюстрирует журнал «Советский экран», с 1958 г. публикуется как художник в журнале «Весёлые картинки», с 1959 г. — в «Мурзилке», с 1960 г. — в «Пионере».

В самом начале работы над фильмом "Маяковский — по бюрократам" (в ноябре 1960 года) Мигунов был уволен с «Союзмультфильма» по причине "невозможности дальнейшего использования" (фактически — из-за кризиса отношений с начальником сценарного отдела Н.И. Родионовым и директором-временщиком К.П. Фроловым) и вынужден был прекратить работу в мультипликации.

С 1961 по 1966 год художник работал по договору в редакции журнала "Крокодил", редактировал серию брошюр "Библиотека Крокодила", занимался макетированием, оформлял журнальные публикации, выполнял заголовки. В 1961 году стал выступать как карикатурист и в этом качестве сотрудничал с журналом вплоть до 1987 года, став одним из самых востребованных и любимых читателями карикатуристов СССР. По мировосприятию и складу мышления Мигунов очень тяготел к сатирическому жанру, и с удовольствием реализовывал себя в нём и как художник, и как автор тем для карикатур. Особенно удавались ему сложные многофигурные композиции со множеством персонажей. В 1969 году за серию карикатур «Мой салон» художнику было присуждено звание Лауреата Крокодила. В 1960-е гг. он работает для различных советских газет ("Литературной газеты", "Правды", "Советской культуры", "Вечерней Москвы", «Пионерской правды») как оформитель, карикатурист и шаржист. Серия шаржей Б.П. Дёжкина и Е.Т. Мигунова на деятелей советской мультипликации публиковалась в 1959 году в журнале «Искусство кино». В серии "Библиотека Крокодила" Мигуновым были проиллюстрированы сборники Николая Старшинова, Александра Раскина, Михаила Владимова, Владимира Масса, Андрея Карасева и Сергея Ревзина, Сергея Швецова. Особенно плодотворным было сотрудничество с писателем-сатириком Феликсом Кривиным (сборники «Вещие вещи», «Карманная школа» и др.). Иллюстрируя его произведения, Мигунов проявил изобретательность и виртуозность в создании образов, конгениальных афористичным текстам писателя.

1961–1963 гг. — время наиболее тесного сотрудничества Мигунова и с журналом «Весёлые картинки», для которого художник работал вплоть до 1978 года. Продолжал он сотрудничать в 1960-е гг. и с «Мурзилкой».

В детской журнальной графике художник создавал рисунки к произведениям Шарля Перро, Сергея Михалкова, Виктора Драгунского, Лазаря Лагина, Геннадия Цыферова и других авторов, часто обращался к форме комикса ("рассказа в картинках"), для «Веселых картинок» сделал большое количество красочных обложек-«массовок» с изображением героев «Клуба веселых человечков».

В 1966 году Евгений Тихонович перенес тяжелую операцию (ампутация ноги), и полностью перешел к договорной работе на дому.

Уникальный вклад внёс Мигунов в искусство книжной графики, в первую очередь — детской. Он сотрудничал с издательствами «Росгизместпром» («Детский мир»), "Малыш", "Детгиз" ("Детская литература"), "Молодая гвардия", "Московский рабочий", "Искусство", с Бюро пропаганды советского киноискусства и прочими. Художник мог работать в самых разнообразных жанрах и для разных возрастов. Среди авторов, чьи книги иллюстрировал Мигунов, — Николай Носов ("Находчивость", "Незнайка в Солнечном городе", "Дружок", "Тук-тук-тук", "Замазка"), Владимир Маяковский ("Что такое хорошо и что такое плохо?"), Эмма Мошковская ("Дом построили для всех"), Андрей Шманкевич ("Красные меченосцы", "Митя и Витя едут в лагерь", "Боцман знает все", "Сашкина земля", "Большая медведица", "Колька-теоретик"), Юрий Третьяков ("Начало рыбачьего патруля"), Геннадий Мамлин ("Двадцатый век и Вовка Бородин"), Марк Тарловский ("Вперед, мушкетеры!"), Юрий Качаев ("Таежка. Путь к Лукоморью"), Владимир Лифшиц ("Мы - артисты", "Представление", "Ищи ветра в поле"), Элеонора Киселева ("Мальчик-огонек"), Владимир Разумневич («Пароль «Стрекоза»»), Борис Шаховский ("Медовый теремок"). Мигунов также участвовал в оформлении книги Агнии Барто «Твои стихи», сборников «Чем смогу — помогу», «Писатели — пионерам», «Смелый к победе стремится», календаря для октябрят «Звёздочка» и других изданий.

Мигунов любил браться за творческие задачи, казавшиеся неразрешимыми. Он блестяще справлялся, например, с иллюстрированием познавательной литературы. Среди наиболее ярких его работ в этом направлении — детские книги Константина Иосифова («Чудо-компасы»), Евгения Велтистова и Марты Барановой («Тяпа, Борька и ракета») и Евгения Пермяка ("Кто мелет муку?", "Как самовар запрягли"). Особый интерес представляет работа над книгой Анатолия Маркуши «Здравствуй, мастер!», во время которой художник фактически не просто проиллюстрировал, но заново переработал концепцию и текст этой книги-игры, вышедшей под псевдонимом «Антон Мартынов».

Не забывал Мигунов и тему кинематографа. Он мастерски оформлял издание «Спутник кинофестиваля», рисовал газетные шаржи на кинематографистов, карикатуры на темы кино, проиллюстрировал три книжки-картинки по мотивам мультипликационных фильмов (из серии «Фильм-сказка»: «Песенка радости», «Лесные путешественники» и «Трубка и медведь») и несколько научно-популярных изданий о кино, в том числе «Киноландия — страна чудес» Бориса Крыжановского и «Стареют ли фильмы?» Виктора Дёмина.

Некоторые книги, над которыми работал Евгений Тихонович, были необычными для его «амплуа». Например, ему довелось иллюстрировать литературную классику («Неразменный рубль» Николая Лескова), детектив («Следствие ведёт Россана» Энцо Руссо) и сборник народных сказок для самых маленьких «Нет козы с орехами», рисунки к которому он стилизовал под народную деревянную резьбу. При оформлении книги своего друга Сергея Медынского «Тигровые каникулы» Мигунов проявил себя и как анималист.

Но наибольшую популярность заслужили иллюстрации Мигунова к произведениям в жанре фантастики, в первую очередь — детской и иронической. Это повести Аркадия и Бориса Стругацких ("Понедельник начинается в субботу", "Сказка о Тройке", "Парень из преисподней"), Евгения Велтистова ("Электроник — мальчик из чемодана", "Рэсси — неуловимый друг", "Победитель невозможного", "Новые приключения Электроника", «Золотые весла времени, или Уйди-уйди»), Кира Булычева ("Девочка с Земли", "Сто лет тому вперед", «Миллион приключений» и др.). Многие работы Мигунова были настолько удачны, что и ныне признаются поклонниками писателей как «эталонные» и переиздаются вновь и вновь.

Фотогалерея

Не менее известен Евгений Мигунов и как мастер детского диафильма. Его первая работа для студии «Диафильм» — «Моё сочинение» по сценарию Иосифа Дика (совместно с Константином Карповым, 1962). Самые популярные диафильмы Мигунова — «Чиполлино» по Джанни Родари (1964, в двух частях) и две работы по стихотворным сказкам Сергея Михалкова: «Дядя Стёпа» (1963) и «Дядя Стёпа — милиционер» (1966). Не менее интересны и другие ленты: «Мель-карамель» по стихотворению Леонарда Кондрашенко (1967), «Леса-чудеса» по стихотворениям Генриха Сапгира «Леса-чудеса» и «Сорванцы» (1970), «Робот, которому захотелось спать» по сказке Джанни Родари (1975), «Красная Шапочка» по Шарлю Перро (1975), «Почтальон и поросёнок» по сказкам Дональда Биссета «Почтальон и поросёнок» и «Блэки и Редди» (1980), «Три поросёнка» по Сергею Михалкову (1988).

В конце 1960-х годов Мигунов увлёкся созданием диафильмов в технике аппликации с применением самых разнообразных материалов и фактур: проволоки, бархатной бумаги, ткани, клеёнки, ниток и т.п. Таким способом были созданы познавательные диафильмы «Мурашкина геометрия» (1968) и «Мурашка в Стране Углов» (1971) авторов Э.Красса и Г.Сашина, сюжеты «Леса-чудеса» (в одноимённом диафильме по Г.Сапгиру), «Птичий рынок» (по стихотворению Эдуарда Успенского, 1969) и «Это правда?» (по стихам Феликса Льва и Евгении Гай, 1969) для диафильмов-альманахов из серии «Смешинка». Ещё сложнее была техника изготовления полуобъёмных фактурных диафильмов «Ищи ветра в поле» по сказке Владимира Лифшица и «Три медведя» по Льву Толстому (оба — 1972). Оригинал-макеты этих диафильмов Мигунов сопроводил технологической запиской о том, в каком режиме и каким способом надо производить их съёмку.

В 1981 году Мигунову было предложено проиллюстрировать диафильмы «Злая волшебница Бастинда» и «Элли спасает Страшилу» по двум эпизодам сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Мигунов предложил существенно переработать сюжет второго диафильма и дополнил его сценариями-кадропланами ещё двух — «Элли в Волшебной стране» и «Исполнение желаний» — так, чтобы вместе они составили четырёхчастёвый фильм со сквозным сюжетом. Фактически Мигунов таким образом создал свой, оригинальный вариант истории, изложенной ранее Баумом и Волковым. К сожалению, предложение о создании дополнительных двух «серий» руководство студии не поддержало, и они не были осуществлены.

Фотогалерея

Работал Мигунов и как художник-плакатист, в том числе в области сатирического (в серии «Плакат Крокодила») и детского пропагандистского плаката ("Стой! Погоди! Можно, иди!", "Береги свой дом!", «Спички — не игрушка» («Пожар — беда») и др.). В плакате, карикатуре, иллюстрации и других областях, как и в диафильме, он часто применял аппликацию и прочие нестандартные технологии. Многие журнальные иллюстрации и плакаты Мигунов снабжал собственными стихотворными текстами. При этом художник стремился уйти от лобовой дидактики, привнося в произведение игровой момент. Неоднократно работал Мигунов и для советских периодических изданий, предназначенных для распространения за рубежом.

В 1979 году Мигунов по заказу Оргкомитета Московских Олимпийских Игр 1980 года разрабатывал буклеты-инструкции для художников на основе созданного Виктором Чижиковым типажа Миши Олимпийского. Здесь пригодилось мастерство конструирования мультперсонажа и изготовления «компоновок», которым мастерски владел художник. По эскизам и разработкам Мигунова позже изготовлялись многие элементы оформления олимпийской Москвы. Помимо этого, Мигунов рисовал эскизы олимпийских плакатов, обложку журнала «Радио» и другие произведения с участием типажа Чижикова.

В октябре 1983 года Мигунов отмечен Золотой медалью за участие в международной выставке "Сатира в борьбе за мир". В 1987–88 годах состоялась единственная прижизненная персональная выставка работ Евгения Мигунова в фойе кинотеатра "Фитиль", в 1987 году вышел его авторский сборник в серии "Мастера советской карикатуры".

Тогда же художник подводил итоги своей работы как карикатуриста, написав и перебелив эссе о шарже «Знакомые в квадрате» («Портреты в квадрате», 1984) и большой теоретический труд о карикатуре «Рисованное лекарство» (1986), которые по сей день остаются неизданными.

В 1990-е годы художник в основном был занят работой по иллюстрированию нескольких серийных изданий произведений Кира Булычева для издательств "Культура", "Хронос" и "Армада". Всего Мигуновым проиллюстрировано 28 повестей из цикла о приключениях девочки Алисы и её друзей (не считая рассказов), сборники рассказов и повестей из серии "Великий Гусляр", а также девять самостоятельных повестей и сказок, внесерийные рассказы и подборка стихотворений Кира Булычева. Мигунов был инициатором нескольких произведений Булычева ("Гость в кувшине", "Алиса в Гусляре") и его имя упоминается не только в предисловиях, но и в текстах фантастических повестей. Для издательства "Армада" Мигунов проиллюстрировал также четыре книги писателя-фантаста Андрея Саломатова. Некоторые книжные работы этого периода остались неизданными либо незаконченными: иллюстрации к "Сказке о курносом слоненке" Э.Фауса, авторская детская книжка «Забавный алфавит», книжка «Сказки-раскраски».

С 1999 года Мигунов после нескольких инсультов был лишен возможности продолжения работы. Незадолго до этого он готовился к иллюстрированию произведений И.Ильфа и Е.Петрова ("Двенадцать стульев" и "Золотой теленок") и М.Булгакова ("Мастер и Маргарита"). Художник скончался в новогоднюю ночь, 1 января 2004 года. Прах Е.Т. Мигунова похоронен на Миусском кладбище Москвы.

Автор текста: Георгий Бородин (студия Союзмультфильм)