Евгений Григорьевич Монин
Биография художника
- Имя при рождении:
- Евгений Монин
- Дата рождения:
- 20.07.1931
- Место рождения:
- г. Харьков, УССР
- Дата смерти:
- 25.09.2002
- Место смерти:
- г. Москва, Российская Федерация
- Гражданство:
- СССР, Российская Федерация
- Период творчества:
- Вторая половина XX века – первая половина XXI века
- Род деятельности:
- График, книжный иллюстратор
- Награды:
- Народный художник РСФСР
Народный художник РСФСР, член-корреспондент Российской Академии Художеств Евгений Григорьевич Монин — признанный классик отечественной книжной графики.
Евгений Монин родился 20 июля 1931 года в Харькове. Учился в знаменитой Московской средней художественной школе. После окончания школы, стал студентом Архитектурного института. В 1956 году, получив диплом архитектора, Евгений Монин совершил решительный «поворот» в сторону книжной иллюстрации. Он начал сотрудничать с журналом «Мурзилка», где за одним столом собирались классики детской литературы и талантливые молодые авторы — художники Вениамин Лосин, Владимир Перцов, Николай Устинов, Виктор Чижиков; писатели Яков Аким, Юрий Коваль и другие. Первые книги с иллюстрациями Монина начали выходить в конце пятидесятых. Не сразу, но довольно быстро художник нашел свой узнаваемый творческий почерк.
Евгений Монин проиллюстрировал более двухсот книг. Среди его любимых авторов — братья Гримм, Вильгельм Гауф, Борис Шергин, Самуил Маршак. Главной любовью Евгения Монина-иллюстратора, конечно, была сказочная тема. Из самых известных его работ назовем книгу «В моих краях» (итальянские народные сказки), «Джек-победитель великанов» (английские народные сказки), армянские народные сказки в пересказе Ованеса Туманяна. Глубокое, многомерное, слегка абсурдное пространство народной или авторской сказки давало художнику простор для фантазии, остроумия и доброй иронии. Оно позволяло в каждой новой работе создавать свой удивительный сказочный мир. Добросовестно следуя тексту, художник очень любил сочинять параллельные сюжетные линии, включать в изображение смешные жанровые сценки и пейзажи.
Работы Евгения Монина были отмечены наградами российских и международных конкурсов. Книги художника и сейчас издаются крупнейшими российскими издательствами, благодаря чему, новое поколение маленьких читателей может познакомиться с творчеством замечательного мастера.
Монин и диафильм
С. Маршак «Пудель»
В конце 60-х годов, параллельно с активной работой в книжной иллюстрации, Евгений Монин начинает сотрудничать со студией «Диафильм». Одним из первых был диафильм по знаменитому стихотворению С. Маршака «Пудель». Уморительно смешную историю приключений хитрого пса и его впечатлительной хозяйки Монин нарисовал в творческом тандеме со своим другом, художником Владимиром Перцовым. Диафильм вышел в свет в 1968 году.
Евгений Монин мастерски передаёт динамику повествования, используя при этом классические композиционные приемы — чередование крупных и мелких планов, резкую смену ракурсов и масштабов. Умная изобретательность, заложенная в самой раскадровке диафильма, позволяет избежать главной опасности — монотонности визуального ряда. Каждый из тридцати трех кадров хорош сам по себе, но именно вместе они составляют захватывающее непрерывное действо.
Важная часть работы художника — это внимательное отношение к деталям, знание материальной культуры. Сюжет разворачивается на фоне интерьеров, составленных из достоверных предметов той эпохи. Зритель узнает характерные детали быта: сундук, буфет, часы с кукушкой, швейная машинка «Зингер», венский стул. Ну и, конечно, почтальон, который приносит письмо растерянной старушке, одет в форменный китель и фуражку.
В. Гауф «Карлик Нос»
Одним из любимейших писателей Евгения Монина был немецкий сказочник Вильгельм Гауф, чьи фантастические сюжеты давали художнику полный простор для фантазии и остроумия. В 1971 году художник проиллюстрировал для издательства Малыш сказку «Маленький Мук», а спустя одиннадцать лет, по заказу студии Диафильм, он создал замечательную серию иллюстраций к сказке «Карлик Нос».
В конце 70-х годов творческая манера художника стала меняться. Евгений Монин отказался от плотного и контрастного цвета, черной рисующей линии. Новая стилистика изображения помогала создавать тонкие цветовые нюансы и изысканные живописные фактуры. В полной мере это изменение прослеживается в диафильме «Карлик Нос», где зритель без труда узнает совершенно неповторимый монинский почерк 80-х годов.
Архитектурное образование сыграло важную роль в творческой судьбе Евгения Монина. Оно дало ему глубокое знание истории искусства и понимание того, что такое конструкция: конструкция домов, мостов, кораблей, карет. Художник умел и любил рисовать архитектуру: старинные замки и деревенские избушки, дворцы и хижины становятся полноправными участниками сказочных событий.
Пейзажи и интерьеры, на фоне которых разворачиваются драматические события сказки, помогают зрителю погрузиться в атмосферу сказочного действия. Но не меньшую, а может быть и большую роль в создании полноценного визуального ряда диафильма играют портретные характеристики персонажей. Художник мастерски использует крупные планы, давая нам возможность следить за чувствами и переживаниями героев, увидеть изменение их настроения.
Не секрет, что технические возможности того времени не позволяли со 100%-ой точностью передавать все цветовые нюансы изображения, кроме того, пленки со временем портились и выцветали. К счастью, в семейном архиве сохранились оригиналы диафильма «Карлик Нос» и вам, дорогой зритель, предоставляется уникальная возможность увидеть сказку такой, какой её нарисовал художник. Оригиналы иллюстраций предоставлены дочерью Евгения Монина, художником-иллюстратором Ольгой Мониной.
Также в семейном архиве хранятся оригиналы диафильма «А дело было ночью» по трём стихотворениям С. Маршака. Смотрите и наслаждайтесь. Приятного просмотра!