К содержимому
4 Галерея Выдающиеся художники
Вениамин Лосин

Вениамин Николаевич Лосин

Биография художника

Имя при рождении
Вениамин Николаевич Лосин
Дата рождения
23. 04. 1931 г.
Место рождения
г. Москва, РСФСР
Гражданство
СССР, Российская Федерация
Период творчества
Вторая половина XX века – первая половина XXI века
Род деятельности
График, книжный иллюстратор
Вениамин Николаевич Лосин
График, книжный иллюстратор

Заслуженный художник России Вениамин Николаевич Лосин – признанный классик отечественной иллюстрации, один из самых значительных мастеров книги второй половины ХХ века. За свою долгую творческую жизнь он проиллюстрировал почти две сотни книг.

Вениамин Лосин родился 23 апреля 1931 года в центре Москвы, на Арбате. Его самые ранние детские воспоминания были связаны с рисованием. «Первое, что помню о себе – сижу я на коленях у деда, а он рисует на клочке бумаги и приговаривает: «Вот это – озеро… А вот тут мы к нему хвостик приделаем – это речка в озеро впадает», – рассказывал художник. Так что, можно сказать, художественный дар у Вениамина Николаевича – наследственный.

Маленький Веня рос очень самостоятельным ребёнком: семи лет от роду сам пошёл и записался в районную детскую библиотеку. А когда ему было двенадцать, случайно узнал, что в главной художественной школе страны – знаменитой МСХШ – начинаются вступительные экзамены. Он успешно прошёл испытания и был принят в первый класс. В МСХШ ученикам давали настоящее академическое образование: они занимались рисунком и живописью, копировали античные гипсы, изучали историю искусств.

Закончив школу, в 1950 году Вениамин Лосин поступил в главный художественный ВУЗ страны – Суриковский институт. Среди студентов младших курсов о Вене Лосине и его поразительном мастерстве ходили легенды. В мастерской книжной графики его наставником был знаменитый иллюстратор, профессор Борис Александрович Дехтерёв, который являлся тогда главным художником крупнейшего в стране издательства «Детгиз». Оценив талант студента, педагог предложил ему, третьекурснику, проиллюстрировать первую настоящую книжку.

После окончания института Вениамин Лосин стал работать в лучших московских издательствах и детских журналах, особенно много в «Мурзилке».

Свой неповторимый творческий почерк Вениамин Лосин приобрёл ещё в студенческие годы, его рука легко узнаётся уже в ранних его работах. Талант, виртуозное мастерство рисовальщика, композиционное мышление, энциклопедические познания, наблюдательность – всё это сделало его художником поистине универсальным. Ему были подвластны все жанры: эпический, трагический, комический и бытовой. Лосин блестяще рисовал природу и животных; с искренней любовью иллюстрировал книги писателей-современников: Валентина Катаева, Геннадия Снегирёва, Софьи Прокофьевой, Юрия Коваля.

Но главной страстью Лосина-художника была история – отечественная и зарубежная, древняя и недавняя, сказочная и достоверная.

Художник любил придавать исторический характер народным сказкам, добиваясь этнографической точности. Его композиции полны динамики; художник даёт зрителю почувствовать драматизм и стремительность событий. Лосин блестяще иллюстрировал русскую литературную классику: «Слово о полку Игореве», «Песнь о вещем Олеге», «Сказку о попе и работнике его Балде»
А. С. Пушкина, «Песнь о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова и многое, многое другое.

Лосин и диафильм

В конце 60-х, параллельно с активной работой в книжной иллюстрации, Вениамин Лосин начал сотрудничать со студией «Диафильм» и создал замечательные серии иллюстраций к двенадцати диафильмам. Некоторые из них являются дополненными и переработанными версиями его самых популярных книг: «Мальчиш-Кибальчиш» (1968), «Алый» (1971), «Генерал Топтыгин» (1974) русская народная сказка «Репка» (1982). В всех своих диафильмах он блестяще применял богатейший опыт книжного графика.

С художественным редактором студии Диафильм Вячеславом Ивановым Лосина связывали добрые приятельские отношения. Трогательную деталь упоминает в своих воспоминаниях художник Михаил Салтыков-младший: «За столом звучали негромкие, чуть ли не колыбельные песни: «Вниз по матушке по Волге», «По морям, по волнам»… В этой разноголосице легко угадывался Венин голос – петь он любил, хотя особым вокалистом себя не считал, да и из остальных разве только Слава Иванов из «Диафильма» владел певческим мастерством».

«Роланд-оруженосец» , 1973

Старая французская легенда стала известна российскому читателю в 1834 году в блистательном переводе Василия Жуковского. Прозаическое переложение этого текста было предложено художнику в качестве литературной основы диафильма.

Талант в сочетании с глубочайшими познаниями в истории и этнографии определили неповторимый образный строй этой работы. Об энциклопедическом подходе Лосина хорошо написал его друг, заслуженный художник России Анатолий Зиновьевич Иткин: «Войдя в зрелый возраст, он обнаружил тяготение и интерес к древней истории: русской и мировой. В связи с этим его библиотека наполнилась множеством научных книг по данной теме. Мы, его друзья, постепенно начали замечать, что он становится экспертом-историком… ».

В «Роланде-оруженосце» Лосин рисует монументальные, эпические сюжеты, переосмысливая высокие образцы мирового изобразительного искусства. Его композиции полны аллюзий на средневековые миниатюры, живопись прерафаэлитов, картины русских художников- «мирискусников».

С удивительным мастерством Лосин строит героико-романтическое повествование, он очень эмоционально изображает рыцарские сцены при дворе короля Карла Великого, мрачный Арденский лес и поединок юного Роланда с великаном Огиусом.

«Как один мужик двух генералов прокормил», 1979

«Сказочность я понимаю, как фантастическую ситуацию, наполненную реальными деталями» — говорил Вениамин Лосин. В полной мере этот принцип мы видим в его иллюстрациях к знаменитой сатирической сказке Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Сюжет-фантасмагория, как бы «Робинзон Крузо» по-русски, предоставил художнику полный простор для фантазии. Его картинки полны весёлого реализма и умелого, сдержанного гротеска. В них много трогательных бытовых подробностей; они настолько достоверны, что кажется, будто дурацких, беспомощных генералов художник рисовал с натуры. Портретные характеристики героев не карикатурны, они отсылают опытного зрителя к традициям русского критического реализма и, особо, к выдающемуся живописцу Павлу Федотову, автору знаменитых картин «Сватовство майора» и «Свежий кавалер».

Как один мужик двух генералов прокормил
Оригиналы иллюстраций диафильма «Как один мужик двух генералов прокормил» (слева) и отсканированный диафильм 1979 года

Не секрет, что технологические возможности того времени не позволяли со 100%-ой точностью передавать все цветовые нюансы изображения, кроме того, пленки со временем портились и выцветали. К счастью, в семейном архиве сохранились оригиналы диафильма, и вам, дорогой зритель, предоставляется уникальная возможность увидеть картинки такими, какими их нарисовал художник.

Оригиналы иллюстраций предоставлены наследниками Вениамина Николаевича Лосина, за что мы приносим им самую искреннюю благодарность.

См. также: Елисеев Анатолий, Мигунов Евгений, Монин Евгений, Сутеев Владимир