К содержимому
6 Кафетерий О музее новости и статьи
nehodiachee-kino

Неходячее кино: диафильмы 1930–50-х годов

Возможно, сегодня самое интересное пополнение коллекции Диафильмов. Мы загрузили 98 пленок, которые были выпущены в 1939–1959 годах. Добро пожаловать в машину времени — вы отправляетесь в те времена, когда дети смотрели "кино" не в мультиплексах с попкорном, а во дворах и коммунальных квартирах.

ch_b1
«Кино на квартире у ребят Кочетковых», газета «Пионерская правда», 1935 год, №77

"Окна завесили одеялом, а на стеклянную дверь балкона папа не пожалел прибить свою спецовку. В комнате стало темно. Расставив стулья рядами, как в настоящем кино, ребята затаили дыхание и уставились на смутно белевшую простыню, прибитую к стене."

"Кино на квартире у ребят Кочетковых", газета "Пионерская правда", 1935 год, №77

До войны студия активно производила развлекательные пленки для детей по мотивам сказок, стихов, рассказов современных писателей. Диафильмы виделись если не заменой книги, то удобным инструментом ее виртуального тиражирования.

ch_b2
«Книжка на экране», газета «Пионерская правда», 1935 год, №23

"Книг для ребят не хватает. И вот на помощь пришел диафильм— диапозитивы, снятые на кинопленку. Пленку вставляют в аппаратик— «аллоскоп», волшебный фонарь с приспособлением для передвигания пленки. Передвигаясь, пленка отбрасывает на экран изображение. Когда нужно, пленку можно остановить, чтобы подольше рассмотреть картинку."

"Книжка на экране", газета "Пионерская правда", 1935 год, №23

Либо "аппаратиков" не хватало на всех, либо он был не всем по карману, либо он был настолько прост, что с изготовлением могли справиться даже дети, но в советской детской периодике часто встречаются руководства по самостоятельному изготовлению "аллоскопа" или фильмоскопа.

"Если у вас нет фильмоскопа, вы можете его сделать сами. А как сделать, мы сейчас расскажем. Для изготовления проекционного фонаря можно использовать детский фильмоскоп для рассматривания диафильмов одним глазом, который стоит совсем недорого. У него есть объектив, приспособление для передвижения плёнки и удобный корпус. Источником света может быть самодельный фонарь с электрической лампой."

Мастерская "Золотые руки", журнал "Пионер", 1954 год, №4

ch_b3
Мастерская «Золотые руки», журнал «Пионер», 1954 год, №4

Сейчас мы можем обойтись без этих специальных устройств, но с другой стороны можем имитировать обстановку - завешивать окна, направлять проектор не на специальный идеально гладкий экран, который автоматически выползает из-под потолка, а на простыню, сидеть на табуретках. Короче говоря, пускаться на всякие ухищрения для создания обстановки, соответствующей времени создания диафильмов. Ведь теперь самый старый диафильм в нашей коллекции датирован 1939 годом. В то время логотип студии сильно отличался от знакомой многим разноцветной буквы "Ф".

ch_b4
Первый кадр диафильма «Спящая красавица»

Вот он — это "Спящая красавица" по сказке Шарля Перро, нарисованный Маргаритой Михаэлис.

Смотреть диафильм
сh-b5

Другая интересная пленка — "Поход через страну смерчей". Это воспоминания генерал-полковника Оки Ивановича Городовикова, легендарного героя гражданской войны, о спасении голодающего города Мургаб в Памире (сейчас это территория Таджикистана). Диафильм 1944 года.

Смотреть диафильм
ch_b6_pohod_cherez
Поход через страну смерчей / текст Игоря Всеволжского; худож. Г. Гордон, Н. Соколов.— Москва: Диафильм, 1944.— 1 дф. (43 кд.)

После войны в ассортименте продукции студии снова появляются художественные диафильмы. Например, диафильм "Златовласка" 1949 года по мотивам чешской сказки, нарисованный Федором Лемкулем.

Смотреть диафильм
ch_b_7_zlatovlaska
Златовласка / рис. Ф. Лемкуля; ред. Л. Гуревич.— Москва: Диафильм, 1949.— 1 дф. (45 кд.)

Мы не будем приводить список всех 98 диафильмов, заходите в коллекцию и смотрите сами. Пусть все пленки черно-белые, это не умаляет их художественных достоинств и не влияет на разнообразие тематик, выбирайте на свой вкус.

Подписывайтесь на канал НЭДБ и ставьте лайки, раскроем лучшие страницы истории русской детской литературы вместе!

Автор: Илья Гавришин, заместитель директора Российской Государственной Детской Библиотеки по информатизации и фондам.