К содержимому
4 Галерея Выдающиеся художники
Leonid_Vladimirskij pic

Леонид Викторович Владимирский

Биография художника

Имя при рождении
Леонид Викторович Владимирский
Дата рождения
21.09.1920
Место рождения
г. Москва
Дата смерти
18.04.2015
Место смерти
г. Москва, Российская Федерация
Гражданство
СССР, Российская Федерация
Период творчества
Вторая половина XX века – первая половина XXI века
Род деятельности
График, книжный иллюстратор
Леонид Викторович Владимирский

На встречи с читателями Леонид Владимирский приносил деревянного Буратино, сажал его на колени и беседовал с ребятами. Малыши были уверены, что улыбчивый человек с красивой седой бородой и есть папа Карло из их любимой сказки. Фамильное сходство здесь, несомненно, было — ведь старого шарманщика художник рисовал со своего деда, которого после выхода книжки стали узнавать на улицах. То же узнаваемое лицо у папы Карло, который стоит со шляпой в руках в Киеве около кукольного театра. А прототипом Буратино была пятилетняя дочка Владимирского — к её лицу привязывали верёвочками картонный нос, и она позировала отцу. Потом девочка выросла и стала моделью для Элли из «Волшебника Изумрудного города». Прошли годы, и вот уже художник рисует Буратино с фотографии пятилетнего внука, затем правнука…

Магия иллюстраций Владимирского в том, что они необыкновенно живые — по его собственным словам, «как фильм на бумаге». И это неудивительно, ведь мальчик в полосатом колпачке шагнул в книгу с домашнего экрана.

Леонид Владимирский

Старшее поколение помнит это чудо — свисающая со шкафа простыня, яркий конус света из жестяного аппарата, рулоны плёнки в цилиндриках коробочек с цветными наклейками, сменяющие друг друга картинки… Изображения в диафильмах были статичными, текста мало, и от художника требовалось большое мастерство, чтобы передать динамику событий, движения и темперамент персонажей. По сути, книга «Золотой ключик, или Приключения Буратино», рождённая из диафильма, была первым советским комиксом, о чём рассказывал сам Владимирский в одном своём интервью.

Художником Леонид Владимирский стал почти случайно: он заканчивал инженерно-строительный институт, успел побывать на фронте, женился, родилась дочь. Однажды летом они с приятелем зашли во двор ВГИКа посмотреть на симпатичных абитуриенток. Там молодых людей стали зазывать на художественный факультет. Владимирский не воспринял это приглашение всерьёз, но жена убедила его поступить. 25-летнему студенту было непросто прокормить семью; приходилось зарабатывать на жизнь, раскрашивая пуговицы и рисуя клеёнки для кухонных столов. Во ВГИКе он и подружился с Буратино — делал по книге Толстого курсовую работу.

Дипломным проектом Леонида Владимирского был диафильм «Руслан и Людмила», первый в истории ВГИКа: это были 80 отснятых на плёнку цветных рисунков. За них он получил 1000 рублей и работу на студии «Диафильм», которой посвятил шесть лет.

Диафильм по «Золотому ключику» собирались выпустить ещё до войны. Алексей Толстой сам написал покадровый текст, а художник Николай Радлов разрабатывал рисунки. Но началась война, проект отложили, из трёх экземпляров текста уцелел только один. Владимирский разыскал его, и в 1953 году вышел двухсерийный диафильм «Приключения Буратино», а через три года — книга для тех, кто только учится читать. Тексты в ней были короткими, больше похожими на подписи к картинкам. Так в 36 лет художник Леонид Владимирский пришёл в литературу со своим Буратино.

Леонид Владимирский

Леонид Владимирский рисовал и Незнайку, и Чиполлино, и Петрушку, и многих других, но самыми его любимыми персонажами были Буратино и Страшила Мудрый. Себя он считал похожим на Страшилу — весёлым и добродушным, а дерзкий неугомонный Буратино был скорее антиподом художника. Владимирскому казалось, что если этих двоих совместить, получится идеальный характер. В конце концов он решил их познакомить. Так появилась сказка «Буратино в Изумрудном городе», а чуть раньше — «Буратино ищет клад» (1994–1995). Обе были написаны и проиллюстрированы Леонидом Владимирским и посвящены его жене Светлане Ковальской. Это талантливые, добрые и весёлые книги, в которые герои Алексея Толстого и Александра Волкова перешли так органично, будто всегда в них жили. Позже художник признавался, что писать легче, чем рисовать — мысли воплощаются быстрее.

Суммарные тиражи книг с рисунками Владимирского насчитывают десятки миллионов. А ещё он писал рассказы, стихи и очерки; стоял у истоков музыкального театра-студии «Волшебник» и сочинял песни для мюзикла «Волшебник Изумрудного города», получил патент на изобретение «Способ получения изображений стерео-пары с рисованного цветного изображения». Но с именем Леонида Владимирского ассоциируется в первую очередь тот, кто «с детства каждому знаком», — мальчишка с острым носом в полосатом колпачке. Однажды этот озорник даже сыграл со своим создателем злую шутку. Жюри одной выставки обвинило Владимирского в плагиате — мол, он представил на конкурс не оригинальную работу, а «общеизвестный образ» книжного героя. Художник только посмеялся про себя и ушёл: к любым сюрпризам привыкаешь, если ты папа Буратино и многих других весёлых и добрых персонажей.

См. также: Евгений Монин, Евгений Мигунов, Владимир Сутеев, Анатолий Елисеев, Борис Калаушин