К содержимому
4 Галерея Выдающиеся художники
Валерий Дмитрюк

Дмитрюк Валерий Андреевич

Биография художника

Имя при рождении
Валерий Дмитрюк
Год рождения
1940
Место рождения
г. Горький (Нижний Новгород)
Дата смерти
2020
Гражданство
СССР, Российская Федерация
Период творчества
Вторая половина XX века – первая половина XXI века
Род деятельности
График, книжный иллюстратор
Дмитрюк Валерий Андреевич
Художник-иллюстратор

Валерий Андреевич Дмитрюк – замечательный художник-иллюстратор, карикатурист и книжный дизайнер; член Союза художников, обладатель Серебряной медали Российской Академии художеств.

Валерий Дмитрюк родился в 1940 году в городе Горьком (теперь Нижний Новгород). Его мама была домашней хозяйкой, а папа – лётчиком. Все члены семьи с особым трепетом относились к небу, старший брат Валерия выбрал себе профессию пилота. Стал бы пилотом и он сам, если бы при прохождении медкомиссии его не подвел вестибулярный аппарат.

Валерий Дмитрюк еще учился в школе, когда его первые рисунки стали публиковаться в городских газетах. Потом была работа художником-оформителем в заводской многотиражке, а в 1961 году он стал студентом Московского Полиграфического института.

После института Дмитрюк работал в знаменитом журнале «Крокодил». Для молодого художника это была хорошая профессиональная школа. Рисуя карикатуры для «Крокодила», он «отточил» свое сатирическое перо и овладел искусством выразительного гротескного рисования. Именно карикатура, где каждый сюжет – законченный рассказ, стала для него «мостиком» в детскую книгу.

Первые книги с иллюстрациями Валерия Дмитрюка были изданы в родном городе Горьком, в Волго-Вятском книжном издательстве. А потом многие годы художник сотрудничал с издательством «Детская литература». Там он проиллюстрировал много прекрасных книг: «Петька-микроб» Григория Остера, «Тетрадь по арифметике кота Котангенса» итальянского поэта Джованни Рабони, «Мой лев», «Боченок собачонок» Бориса Заходера, «Шторм» Эссара Эппеля и многие другие. Эти работы мастера вошли в золотой фонд отечественного книжного искусства. Сам художник, с улыбкой вспоминая те времена, говорил о работе в «Детгизе»:

«Я изо всех сил старался делать не то, что требуется».

Герои Дмитрюка настолько пластичны и динамичны, что порой им как будто тесно на книжных страницах. Они ожили в анимационных фильмах киностудии «Экран» Центрального ТВ, где в 80-годы Валерий Андреевич работал художником-постановщиком.

В диафильме дизайнерский талант художника проявился в том, как по-разному, но всегда артистично он решал вопрос о расположении на картинке изображения и текста. Будучи мастером рукописного шрифта, Валерий Дмитрюк одним из первых стал включать текст прямо в композицию кадра (Александр Введенский «Кто» 1984, Юлиан Тувим «Про Пана Трулялинского» 1988) или предусматривать специальную белую плашку для размещения на ней наборного текста (Эмма Мошковская «Говорящая кошка» 1987).

Дмитрюк и диафильмы

Отдельной и очень важной страницей творческой биографии Валерия Дмитрюка была работа на студии «Диафильм», где он с большим успехом применил своей богатый опыт книжного иллюстратора, дизайнера и каллиграфа. Есть такие художники, которые не берутся за карандаш, пока не придумают режиссерскую концепцию. Валерий Дмитрюк – из их числа. А ведь специфика диафильма такова, что требует на стадии эскиза-раскадровки точно разработать ритмический строй всего изобразительного ряда.

За время сотрудничества со студией Валерий Андреевич сделал одиннадцать диафильмов. Рассматривая их в хронологическом порядке, легко заметить, как менялся авторский почерк художника. От сложной акварельной живописности с тонкими переливами цвета и тона в ранних работах («Паровозик-перевозик» 1981 и «Федорино горе» 1982) он переходит к значительно более декоративному графическому решению – черный рисующий контур и яркие плоскостные заливки, выполненные гуашью.

Александр Введенский «Кто»

В 1984 году по заказу студии «Диафильм» Валерий Дмитрюк нарисовал картинки к одному из самых известных детских стихотворений поэта Александра Ивановича Введенского (1904 - 1941), которое называется «Кто?».

Больше всего художник любил работать с такими текстами, где есть место игре, веселью, дерзости, иронии, и в этом смысле текст Введенского давал ему полный простор для полета фантазии.

Сюжет стихотворения построен как самый настоящий детектив: в нём есть загадка, расследование, свидетельские показания, улики, ложные версии и в финале – разгадка. Лихо закрученный литературный сюжет подсказал художнику смелый и остроумный режиссерский ход: на протяжении всего повествования один кадр как бы перетекает в другой, продолжая сюжет предыдущего. Таким образом, создается удивительный эффект единой движущейся истории.

В 2020 году этот диафильм Валерия Дмитрюка стал книгой. Она была издана «Издательским домом Анастасии Орловой». Дизайнеры позаботились о том, чтобы режиссерский замысел художника – эффект непрерывности повествования – не пропал в стандартном книжном формате. Они нашли идеальную форму, по конструкции максимально близкую к диафильму – вертикально листающуюся книжку-гармошку.

Фотогалерея

«Про Пана Трулялинского», 1988

Поэт Борис Заходер, автор перевода стихотворения Юлиана Тувима на русский язык, был одним из самых любимых авторов Валерия Дмитрюка.

Веселое повествование о поющем городе дало художнику блистательную возможность проявить свою неистощимую изобретательность, умение рисовать остро, использовать гиперболизацию, гротеск и трюк. Картинки Валерия Дмитрюка с их иронией и весёлым абсурдом прекрасно гармонируют со стихами. Поэт и художник говорят с ребёнком на одном языке, говорят остроумно, задорно и одновременно серьезно.

Диафильм «Про Пана Трулялинского» – замечательный пример создания единой композиции текста и картинки. Рукописные поэтические строфы органично вплетены в общую структуру изображения.

См. также: Елисеев Анатолий, Мигунов Евгений, Монин Евгений, Леонид Владимирский

Фотогалерея

Кажется, что рисуя свои картинки, художник поневоле включается в этот нескончаемый «трулялинский» карнавал. Конечно, трудно пуститься в пляс, сидя за столом с кисточкой в руках, но уж, как минимум, можно весело подпевать своими персонажам.